Бизнес Свердловской области, по свидетельству аналитиков, с прошлого года начал уходить в «серые» налоговые схемы. Над этой проблемой думают сегодня и представители налоговых органов, и власти региона, и сами бизнесмены. Так, губернатор области Евгений Куйвашев выступил с инициативой создать «антирейтинг» недобросовестных налогоплательщиков, предусматривающий, в частности, ограничения по включению в госпрограммы. Между тем эксперты полагают, что подобная инициатива вряд ли поможет вывести из «тени» региональный бизнес, так как не устраняет причин сложившейся ситуации.
«Из процесса налогообложения, налоговой ответственности перед государством из года в год уклоняются даже не отдельные предприятия, а целые отрасли. У нас немало так называемых «доходных» отраслей бизнеса, адекватную отдачу от которых бюджет не получает. Это торговые сети, автодилеры, частные охранные предприятия, туристические фирмы, другие организации. Минфину совместно с налоговой службой даю поручение проанализировать работу таких предприятий», — отметил Евгений Куйвашев.
По мнению экспертов, в первую очередь необходимо понять, какие налогоплательщики и на каком основании будут отнесены к недобросовестным.
«Если это так называемые фирмы-однодневки, с ними все понятно: их нужно выявлять и наказывать. Но если речь идет об организациях, у которых возникли какие-то временные затруднения по исполнению своих обязательств по уплате налогов и сборов, то подход должен быть дифференцированным. Должны быть определены критерии, по которым налогоплательщики будут отнесены к недобросовестным, иначе эта мера останется чисто декларативной. В целом применимость подобного метода воздействия вызывает сомнения», — пояснил директор по юридическим вопросам компании «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.
В качестве такого критерия президент Ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок считает возможным использовать, в частности, установленные факты демпинга при госзакупках.
«Госзакупки выигрывает тот, кто предлагает низкие цены, но уже давно пора вводить параметры, по которым можно было бы ориентироваться. Сейчас тот, кто дает меньшую цену — выигрывает. Притом на цене, которая ниже себестоимости, то есть на абсолютном демпинге, когда сумма издержек некорректна и связана с заработной платой «в конвертах», — отмечает президент АМБ.
С другой стороны, само создание такого «антирейтинга» налогоплательщиков, по мнению экспертов, может вступить в противоречие с действующим законодательством и оказаться бессмысленным с точки зрения исполнения.
«Подобные инициативы вызывают большое удивление. Если какое-то предприятие платит зарплату «в конвертах», и это обнаружено и доказано, то квалифицируется как преступление, за которое предусмотрено соответствующее наказание. Если же государство не может это выявить, то непонятно, по каким критериям компании будут в «антирейтинг» вноситься. Если в него вследствие, допустим, произвола кого-то из чиновников попадет компания, в отношении которой такое преступление не доказано, ей будет нанесен реальный ущерб», — рассказал финансовый аналитик Константин Селянин.
Эксперты сходятся во мнении, что в данном случае нужно говорить не столько о мерах реагирования, сколько о стимулах, которые могли бы ликвидировать причину, по которой предприятия стремятся перейти на «серые» схемы и уклоняются от уплаты налогов.
«Бизнес с прошлого года начал уходить в «серые» заработные платы. Связано это с общей налоговой нагрузкой и неадекватными ставками страховых взносов. В этом году еще накладываются санкции, которые ухудшают условия предпринимательской деятельности», — отметил Владимир Лобок.
По словам Константина Селянина, подобная ситуация в истории нашей страны наблюдается не впервые. И выходом из нее становилось не ужесточение контроля, а снижение налоговой нагрузки на бизнес, позволяющей бизнесу избежать жесткого выбора между соблюдением закона и выживанием.
«В 90-е годы «серыми» схемами пользовались практически все. Но с 2003 и до 2008 года эта проблема ушла на второй или даже третий план. Большинство предприятий, даже малые и средние, стали платить зарплату официально, и это связано с тем, что налоговая нагрузка на фонд оплаты труда была относительно невелика. Ситуация, которая сложилась сегодня, означает, что предприниматель оказался в ситуации выбора, который я считаю безнравственным. Это выбор между тем, чтобы работать законно, но при этом закрыть предприятие, которое сразу станет убыточным, и попыткой пойти против закона, пытаясь что-то «оптимизировать», но сохранить бизнес. На мой взгляд, к этой проблеме привела непродуманная государственная политика, реализованная 4-5 лет назад», — пояснил аналитик.
Сами представители отраслей, названных губернатором «доходными», считают, что в сложившейся ситуации совершенно несвоевременно усугублять и без того растущее недоверие к участникам данных сегментов рынка.
«Совершенно ни к чему сейчас попытки представить отрасль, которая переживает тяжелейшее положение, в еще более негативном свете. И так хватает проблем — многочисленные банкротства, наносящие невероятный имиджевый ущерб, экономическая ситуация, рост доллара США и евро и так далее. Это крайне несвоевременно и, скорее всего, бесполезно с точки зрения увеличения налоговых сборов, так как до тех пор, пока не будет проведено реформирование всей отрасли, создан реестр турагентств, ничего за подобными мерами стоять не может», — отметил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
По мнению экспертов, нужно бороться не с последствиями, не «по хвостам бить» и вводить «антирейтинги» и прочие карательные меры, а устранять причину явления. А это означает, что надо реформировать налоговое законодательство так, чтобы финансовая нагрузка на предпринимателей была посильной. И в этом случае собираемость налогов, как уже показала практика, только вырастет.
Елена Цылева