Зимний туристический сезон 2014-2015 рискует оказаться одним из самых неудачных за последнее десятилетие. По словам туроператоров, после массового банкротства турфирм клиенты опасаются заранее бронировать туры на зиму. Глубины продаж сейчас практически нет. Это может привести в ближайшее время ко второй волне банкротства туроператоров. По мнению экспертов, единственная возможность для отрасли вернуть доверие клиентов — провести реформы. Сейчас государство разрабатывает поправки в закон «Об основах туристической деятельности», которые позволят очистить рынок от недобросовестных и неэффективных игроков.
Портал «Turprofi.ru» провел опрос среди представителей турагентств на тему текущего состояния дел с ранним бронированием туров на зиму. Его результаты говорят о глубоком кризисе в отрасли. 48% опрошенных заявили о полном отсутствии у клиентов интереса к зимним турам. 41% сообщили, что клиенты активно спрашивают о них, однако не бронируют, так как боятся новых банкротств. Всего 11% опрошенных заявили, что количество бронирований на зиму остается на уровне прошлого года.
«Спрос на зимний отдых значительно упал. На мой взгляд, если рынок просядет на 30% — это будет не так плохо. Потому что он может упасть намного сильнее. К примеру, на 50%. Глубина продаж у турфирм сейчас практически отсутствует. Основная причина — кризис доверия со стороны клиентов. Люди перестали верить турфирмам. Снижение также может быть обусловлено ростом курса валюты. Все эти факторы отрицательно сказываются на отрасли», — сообщил директор по продажам туроператора «Натали Турс» Олег Хигер.
Подобного мнения придерживается президент группы компаний «Виста» Максим Пузанков.
«На мой взгляд, зимой абсолютно все туроператоры России столкнутся с пропорциональным сокращением турпотока. Мы просим клиентов осторожно отнестись к ситуации, когда турагентства будут предлагать клиентам серьезные скидки на зимний период. Это могут быть неблагонадежные фирмы», — считает Максим Пузанков.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев сообщил, что некоторым уральским турфирмам все-таки удается реализовывать зимние туры.
«Однако глубина продаж турфирм ниже, чем в прошлом году. Популярностью пользуются путевки в Турцию, ОАЭ, Индию и Чехию. Цены по сравнению с прошлым годом в долларовом эквиваленте почти не изменились. На мой взгляд, ситуация значительно улучшится после того, как государство примет поправки в закон «Об основах туристической деятельности», которые позволят очистить рынок от недобросовестных и неэффективных игроках». Если их внедрят до начала зимнего сезона, то ситуация на рынке может оживиться», — полагает Михаил Мальцев.
Представитель турагентства Sea Breeze Алексей Соловьев сообщил, что зимние туры у его компании почти не пользуются спросом.
«Цены пока остаются на уровне прошлого года. Возможно, в ближайшее время их придется снижать. Иначе значительное число туров останется нереализованным. Основные направления для отдыха остались те же: Турция, Египет, Испания, Таиланд, ОАЭ и т.д. Единственное, может произойти перераспределение турпотока с Европы в Юго-Восточную Азию и Северную Африку и Ближний Восток. Однако никаких новых экзотических направлений для отдыха в ближайшее время не появится. Сейчас для этого неблагоприятное время», — уверен Алексей Соловьев.
По его словам, отсутствие глубины продаж может привести ко второй волне банкротств туроператоров.
Максим Пузанков считает, что если государство примет поправки в закон «Об основах туристической деятельности», то ситуация в отрасли заметно улучшится, но при этом средняя стоимость одного тура вырастет.
«Однако клиенты потеряют возможность отдыха по сверхнизким ценам. Для рынка это позитивный момент. За качественную услугу необходимо платить. На мой взгляд, средняя стоимость тура из Екатеринбурга должна составлять около 30 тыс. руб. Для того, чтобы потребитель снова не столкнулся с неблагонадежным туроператором, у нас есть предложение рассчитать и опубликовать минимальную стоимость тура из каждого города по наиболее популярным направлениям», — заявил Максим Пузанков.
По его словам, у туристических компаний Екатеринбурга есть преимущества над другими городами России.
«Город имеет очень хороший аэропорт с широкой географией полетов. Поэтому, возможно, в ближайшее время некоторая часть туристов из ближайших городов перераспределится в уральскую столицу. К примеру, если Пермь сделает рейсы в Таиланд не раз в неделю, а два раза в неделю или вообще отменит, то часть этих туристов будет летать из аэропорта Кольцово. Другие города лишены такого преимущества», — уверен Максим Пузанков.
Несмотря на это, текущий зимний туристический сезон может оказаться одним из самых неудачных за последнее время. Основная причина — кризис доверия населения к туристической отрасли. Сейчас у туроператоров практически нет глубины продаж. Если в ближайшее время ситуация не изменится, то на рынке может произойти вторая волна банкротств. Для того, чтобы события не развивались по негативному сценарию государству необходимо как можно скорее реформировать отрасль, избавив рынок от неэффективных игроков без ущерба их клиентам.