Статьи
23.09.2014

Пособие по кризису: эксперты ожидают сокращения рынка бизнес-образования

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comГрядущий 2015 год может оказаться для уральских бизнес-школ одним из самых тяжелых периодов за последние 5 лет. Наметившаяся тенденция сокращения расходов предприятиями в первую очередь скажется на обучении сотрудников. По мнению участников рынка бизнес-образования, предприниматели в следующем году будут заинтересованы в изучении антикризисных программ. В связи с этим авторы брендированных, но малоэффективных тренингов в будущем могут остаться без работы. Также эксперты ожидают многократного падения цен на обучение, как это было в 2008 году. Выживаемость образовательных компаний в дальнейшем определит их способность помочь своим клиентам удержаться на краю.

Согласно рейтингу аналитического центра «Эксперт-Урал», с 2009 года и вплоть до I полугодия 2014 года государственные и частные образовательные учреждения набирали обороты как по объему выручки, так и по количеству студентов. Так, в 2013 году совокупная выручка 14 компаний, представленных в рейтинге (9 из них в Свердловской области), увеличилась на 18,5% по отношению к уровню прошлого года — до 970 млн руб. Однако рост числа обучающихся оказался намного скромнее — всего 3,5% по сравнению с 2012 годом. К концу прошлого года в 14 компаниях, представленных в рейтинге, обучение проходили 87 227 человек. В первой половине 2014 года объем выручки компаний увеличилась на 14%, а количество учеников — на 18%. Специалисты аналитического центра полагают, что к концу нынешнего года выручка центров бизнес-образования перевалит за 1 млрд руб., а число обучающихся достигнет 99 тыс. человек.

Наибольшей популярностью среди клиентов образовательных учреждений пользуются краткосрочные программы (65%), включая онлайн-проекты. Треть рынка занимают долгосрочные образовательные программы, остальная доля приходится на дистанционное обучение.

Наиболее востребованными на рынке бизнес-образования являются проекты, связанные с управлением предприятиями, стратегическим менеджментом, безопасностью предприятий, бухучетом, налогообложением и аудитом.

При этом настроения в центрах бизнес-образования не так оптимистичны. Участники рынка к подобным рейтингам относятся скептически, полагая, что они не отображают полной картины. Специалисты наблюдают все признаки кризиса образца 2008 года, в результате которого продажи образовательных центров сильно сократились.

«Как только наступает кризис, рынок консалтинга обваливается. По нашим услугам, к примеру, онлайн-образованию, я ощущаю, что существует стагнация спроса, хотя мы находимся в узком сегменте. По нашим продуктам есть сложности с продажами», — сказала генеральный директор челябинской компании ЗАО АФ «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова.

«Нынешняя ситуация сходна с 2008 годом. Предприятия закрываются. Оставшиеся экономят на обучении сотрудников в рознице», — отмечает замдиректора Бизнес-школы Уральского федерального университета Лариса Малышева.

Руководитель «Нежданов-группы» Денис Нежданов, в свою очередь, ожидает полного проявления кризиса только после наступления 2015 года. Эксперт отмечает, что компании в рамках оптимизации расходов в первую очередь будут экономить на дорогостоящих программах образования. Между тем сокращение издержек может полностью изменить ныне существующие тренды. В настоящее время клиенты, которые не получают эффективного образования, просто требуют снизить ценники, получая тот же самый продукт, но уже дешевле. Одновременно профессиональные центры повышают цены на свои проекты, при этом число обучающихся сокращается. Также большой популярностью пользуются тренинги, посещение которых для предпринимателей является скорее следованием моде. Впрочем, сами эксперты сомневаются в эффективности советов от «раскрученных» тренеров.

«Я, если честно, в шоке от того, что предлагают такие «раскрученные» консультанты. От того, какие они предлагают проводить налоговые оптимизации, мне страшно за последствия для клиента с точки зрения законодательства. Яркая харизматичная личность может себя ярко продать, но последствия их консультаций непредсказуемы», — сказала Татьяна Севастьянова.

По мнению экспертов, в следующем году тренеры, заработавшие себе только имя, могут остаться без работы, поскольку интересы бизнеса будут сосредоточены на получении эффекта от образования, а не от вдохновляющих речей.

«Если громкие имена не будут соответствовать требованиям рынка или опережать его, то они просто уступят место людям с новым продуктом, либо будут держаться за старых клиентов. Предприниматели требуют внятного результата и гарантий», — считает Денис Нежданов.

Также, как полагают специалисты, рынок после 2015 года могут покинуть компании, распространившие авторские права на давно существующие продукты. В условиях кризиса их предложения могут оказаться малопривлекательными.

Определенную устойчивость в дальнейшем смогут сохранить бизнес-школы, предоставляющие продукт, который окажет реальную помощь клиентам. При этом эксперты, ссылаясь на опыт 2008 года, прогнозируют резкий обвал цен на программы. В противном случае образовательные центры не смогут сохранить тот объем клиентов, который нужен для их собственного выживания. Повышенным интересом среди предпринимателей будут пользоваться организации с антикризисными проектами.

«Однозначно будут пользоваться популярностью программы в области продаж, клиентоориентированного сервиса. Также будут популярны программы в области маркетинга без бюджета, к примеру, методы нематериального стимулирования персонала. То есть позволяющие повысить КПД компании с меньшими затратами», — считает руководитель «Нежданов-группы».

В поисках новых клиентов, как ожидают эксперты, бизнес-школы, работающие на федеральном уровне, будут чаще обращать внимание на регионы. Впрочем, вряд ли они смогут распространить свое влияние дальше областных центров, где рынок занят местными крупными игроками. В Екатеринбурге, например, уверенные позиции заняли Бизнес-школа УрФУ, Уральский государственный экономический институт, а также Институт государственного управления и предпринимательства УрФУ. В малых городах специализированному обучению придают немного внимания.

«Бизнес-образование в Краснотурьинске реализуется для малого и среднего бизнеса с 2013 года на средства компании Русал. У нас ручное обучение, мы опекаем, взращиваем, но, по моим ощущениям, у людей какая-то инертность. С этим можно столкнуться во многих отдаленных регионах и малых городах», — сказала представитель Центра инноваций в социальной сфере.

Вместе с тем никто из экспертов не берется сказать, как долго продлится предрекаемый ими кризис. После 2008 года рынок бизнес-образования оправился от потерь через год. В надвигающемся году, чтобы сохранить клиентов, их придется спасать эффективными программами. При этом мало кто верит в действенность рецептов пятилетней давности.

Сергей Беляев
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
29.05.2009 Вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов: К концу 2009 года слабые игроки уйдут с рынка

УрБК, Екатеринбург, 29.05.2009. «К концу года слабые игроки на рынке бизнес-образования выйдут из игры. Около 20—25% ...

20.04.2009 Бизнес-тренер по финансам и налоговому консультированию Сергей Полбицын: Кризис «убил» рынок бизнес-образования России

УрБК, Екатеринбург, 20.04.2009. «Кризис «убил» рынок бизнес-образования России. До 2008 года этот сегмент активно ...

09.04.2009 Бизнес-тренер ООО «Учебно-консультационный центр «Технологии управления бизнесом» Александр Меренков: Объемы рынка бизнес-образования в связи с финансовым кризисом снизились на 60—70%

УрБК, Екатеринбург, 09.04.2009. «Объемы рынка бизнес-образования в связи с финансовым кризисом снизились достаточно ...

03.04.2009 Консультант по бизнес-образованию Алексей Скуратов: В Екатеринбурге из 10 бизнес-тренеров только 3—4 преподавателя являются действительно профессиональными

УрБК, Екатеринбург, 03.04.2009. «Несмотря на кризис, рынок бизнес-образования Екатеринбурга испытывает острейшую ...

01.04.2009 Консультант по бизнес-образованию Алексей Скуратов: В результате кризиса рынок бизнес-образования очистится

УрБК, Екатеринбург, 01.04.2009. «В настоящее время в связи с финансовым кризисом рынок бизнес-образования существенно ...