Российское высшее образование переживает очередной период серьезной внутренней трансформации. После занявшего более десятилетия перехода на болонскую образовательную систему с 2022 года начался обратный процесс, подразумевающий замену международных стандартов образования национальными. В рамках этого тренда уже объявлены серьезные реформы, в том числе – касающиеся будущих абитуриентов. Так, с 2026 года значительно снизится число специальностей, в качестве вступительных испытаний будут приниматься ЕГЭ по иностранным языкам. Их будут заменять обществознанием. Параллельно идет процесс по повышению престижа инженерных и естественно-научных дисциплин, в первую очередь — за счет юриспруденции, менеджмента и гуманитарных специальностей.
Одной из инициатив, которые должны способствовать решению этой задачи, станет изменение политики в выдаче образовательных кредитов. Так, министр образования и науки РФ Валерий Фальков предложил с 2025 года
отменить выдачу образовательных кредитов для студентов, осваивающих образовательные программы по специальностям: юриспруденция, экономика и управление.
«У поступающих нет большого интереса к образовательному кредиту, но ведь у нас заложен образовательный кредит под беспрецедентные условия. Мы его даем сегодня на все без исключения специальности и направления, что, на мой взгляд, неправильно. Мы будем предлагать со следующего года на две укрупненные группы специальностей — на экономику и управление и на юриспруденцию — не давать образовательный кредит», — отметил В. Фальков, добавив, что более рационально давать учебные займы для студентов медицинских, технических, естественно-научных и педагогических специальностей. К такому решению привел переизбыток специалистов экономического и юридического профиля.
Эксперты рынка отмечают, что существующая российская система льготного образовательного кредитования действительно является абсолютно уникальным явлением: займы на учебы выдаются на абсолютно нерыночных условиях и являются на сегодня одним из самых выгодных способов инвестирования. Ставки по таким продуктам составляют от 2 до 4% годовых, что в 5-10 раз ниже ставки рефинансирования ЦБ. Кроме того, многие продукты подразумевают отсрочку выплат по телу кредита: во время учебы студент платит только проценты, в результате чего сумма ежемесячных платежей на большинстве платных специальностей измеряется сотнями рублей, в редких случаях составляет считанные тысячи.
Учитывая, что при текущем уровне инфляции тело кредита за время учебы значительно уменьшается за счет инфляции, выгода продукта очевидна. Учащиеся и их родители это понимают. По оценкам участников рынка, сегодня более половины всех платных студентов пользуются льготными образовательными кредитам. В некоторых вузах их доля превышает 90%.
«За последние пару лет спрос на образовательный кредит очень вырос. И если в 2021 году про него говорили единицы, то абитуриенты этого года прекрасно понимали, что это такое, как его оформлять. Кроме того, этой программой могут воспользоваться уже действующие студенты, те, кто учатся на втором, третьем курсах. Когда программа государственной поддержки начинала работать, потребительский кредит стоил в районе 12%, и разница с образовательным составляла всего 9%. Три процента платил непосредственно заемщик, студент, остальное компенсировало государство. Сейчас ставка по кредиту варьируется от 30 до 35%, а если банк России примет решение о дальнейшем повышение ключевой ставки, то может вырасти и до 40%. И тогда разница между 40 и 3 процентами будет слишком велика. Инициатива по ограничению выдачи образовательных кредитов идет в русле политики экономии государственных затрат, в одном ряду с отказом от льготной ипотеки», — рассказывает директор Института стратегического планирования и финансового анализа, ответственный секретарь приемной комиссии УрГЭУ Максим Марамыгин.
Казалось бы, отмена возможности использования такого инструмента должна действительно вызвать переток абитуриентов с одних специальностей на другие. Однако эксперты сомневаются в эффективности подобного нововведения, во всяком случае — краткосрочной перспективе.
«Сложно представить, что старшеклассник несколько лет готовится к поступлению на юриста или менеджера, ходит к репетитору по предметам, нужным для сдачи ЕГЭ по соответствующим направлениям, но, узнав об отмене льготного кредита, внезапно решает поступать на инженера-машиностроителя, причем тоже именно на платное направление. Еще менее вероятно, что в этом его поддержать родители. Как правило, решения о том, на какой факультет поступать, принимаются за несколько лет до окончания школы, и финансовая составлявшая здесь играет не самое большое значение», — полагает собеседник УрБК в академической среде.
«Абитуриент выбирает сначала будущую профессию. Также на выбор влияет имидж вуза, его место на образовательном рынке, а потом уже человек ищет пути решения и источники финансирования, поэтому кардинально на цифрах приемной кампании в будущем это не скажется», — подтверждает эту точку зрения Максим Марамыгин.
Официально не все уральские вузы оказались готовы прокомментировать официальные заявления министра образования и науки, но в неофициальных беседах представители учебных заведений отмечают, что предложенные меры вряд ли достигнут заявленных целей.
Пожалуй, самые серьезные проблемы могли бы возникнуть у специализированных учебных заведений, для которых подготовка управленческих кадров и юристов является основной задачей, то есть для Уральского государственного университета экономики и управления, Уральского государственного юридического университета. Но, как отмечают специалисты, знакомые с ситуацией, это вряд ли приведет к существенному оттоку абитуриентов, в том числе — и с платного направления.
«Родители студентов переориентируются с образовательных на потребительские кредиты. Да, условия по ним куда жестче, стоимость образования вырастет. Но в нашем обществе инвестиции в образование считаются выгодными вложениями, да и стоимость обучения не является чрезмерно высокой. Если кто и почувствует серьезный спад интереса к своим услугам — то это центры бизнес-образования для взрослых, в первую очередь — дорогостоящие программы МБА. Именно там до 99% слушателей пользовались образовательными кредитами, а стоимость обучения измеряется миллионами. Не исключено, что именно против этих курсов мера и направлена на самом деле», — отмечает собеседник УрБК из академической среды.
В то же время представители академического сообщества отмечают и еще одно возможное следствие инновации министра образования и науки — социальную дифференциацию среди обучающихся, и, как следствие, повышение статуса юридического и управленческого образования. В результате отмены льготных кредитов без доступа к платному образованию по управленческим и юридическим дисциплинам останутся абитуриенты из семей с низким и средним достатком, сами эти направления станут менее доступными, а значит — более престижными. В результате принятые правительством меры могут привести к результату, противоположному ожидаемому.