15.09.2014

Черный сезон: уральских туроператоров спасло холодное лето

В сложной экономической ситуации, сопровождавшей текущий туристический сезон, уральские туристические компании показали большую «живучесть», чем крупные федеральные игроки. Эксперты объясняют это более сбалансированной экономической политикой региональных компаний, а также погодными условиями, не способствовавшими отдыху на Урале. Тем не менее от финансовых потерь в настоящее время не застрахован ни один из игроков туристического рынка. Понять заранее, кому можно доверять, а кому нет, клиентам турфирм достаточно сложно, однако эксперты полагают, что соблюдение некоторых правил может снизить риски при покупке туров.

Директор компании «Инна-Тур» Инна Аверьянова считает, что туристический бизнес в настоящее время стал достаточно раскованной сферой. Турагенты, даже самые добросовестные, чувствуют себя, как на минном поле. Страховые компании в сложившейся ситуации с большой неохотой выдают финансовые гарантии: многие фирмы не могут на сегодняшний день найти компанию, готовую их застраховать. Туроператоры несут потери, вызванные несоответствием прогнозов на сезон реальной ситуации.

«Я считаю, порочной является практика, когда нам уже в июле-августе приходится заключать контракты на бронирование отелей на следующий год. Если туроператоры не выкупят заранее эти места, в сезон они могут их уже не получить, поэтому многие вынуждены брать кредиты. И потом, если эти путевки в силу каких-либо изменившихся обстоятельств оператору не удалось продать, он несет убытки, которые никто ему не восполнит. Учитывая, что очень сильно вырос курс доллара и евро, а также что поток туристов в этом году сократился в силу неблагоприятных экономических условий, многие компании не могут компенсировать свои вложения», — рассказала Инна Аверьянова.

Таким образом, абсолютно защищенной от финансовых потерь в сложившейся ситуации не является ни одна компания. Однако, по мнению президента информационного туристического центра Свердловской области Вадима Винера, во многих случаях туристы вполне могут самостоятельно отличить агента или оператора, добросовестно выполняющих свои обязанности, от аферистов.

«Бывает, что агенты предоставляют бешеные скидки. Для клиента это должно быть поводом задуматься: если компания предлагает тур с дисконтом 20%, когда доходность в туризме 10%, будет ли он продавать тур себе в убыток? Это признак аферы. Или, например, говорят: есть «горящий» тур в Чехию, где оформление визы занимает достаточно долгое время. Это признак в лучшем случае некомпетентности агента», — пояснил Вадим Винер.

Признаками добросовестности оператора, по мнению экспертов, является своевременное подтверждение брони в отелях, выдача на руки виз и страховых полисов, а также авиабилетов.

«Много случаев, когда в договоре пункт об оформлении страховки есть, но у туристов на руках полиса нет — и оказывается, что самой страховки нет. Если туроператор подтвердил отель, не перенес вылет самолета, выдал вовремя на руки билет — это добросовестный оператор. Если начинает переносить сроки, не выдает на руки документы — это признак, что что-то не в порядке. Также были случаи, когда турист заплатил в агентство и не мог получить подтверждение от оператора: агенты просто не перечисляли деньги по назначению», — рассказал Вадим Винер.

Стоит отметить, что региональным туроператорам в текущем сезоне пришлось несколько легче, чем крупным федеральным компаниям: череда банкротств их пока не коснулась. По мнению экспертов рынка, тенденция здесь такова: чем больше оборот компании, тем больший объем кредитов она задействует и, соответственно, несет более значительные риски.

«Все московские операторы сидят на кредитах. Не может перекредитоваться — вот и признак того, что он уходит с рынка. Так, компании банкротятся из-за долгов перед авиаперевозчиками. У наших же операторов таких долгов нет: в основном они пользуются не чартерами, а регулярными рейсами», — отметил Вадим Винер.

Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев полагает, что у региональных игроков туристического рынка объемы продаж, а также география вылетов значительно меньше, чем у федералов, и им проще оптимально выстроить свою экономическую политику.

«Таким компаниям проще договориться, обсудить возможные риски, консолидироваться. Исходя их этого все игроки, которых я знаю, как входящие в нашу ассоциацию, так и нет, особых опасений не вызывают. Этот сезон отлетали вполне хорошо. У кого-то были сложности с заполнением, кто-то «подгорал», но сама экономическая политика не была авантюрной, и объемы очень четко соответствовали потребностям рынка. Поэтому местные компании чувствуют себя достаточно хорошо, хотя общая ситуация и негативный информационный фон оказывают неблагоприятное воздействие на их работу», — рассказал Михаил Мальцев.

Кроме того, по мнению части экспертов, на руку уральским туроператорам сыграли погодные условия, не располагающие к экономии средств за счет отдыха на местных курортах и приусадебных участках. «В текущем году не слишком хорошая погода на Урале побудила даже тех, кто не собирался никуда ехать, пересмотреть свое решение», — отметила директор туристической компании «Либерти» Ольга Свечкова.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
12.09.2014 Выручила погода: холодное лето на Урале пришлось на руку региональным туроператорам

В сложной экономической ситуации уральские туристические компании показали большую «живучесть», чем крупные федеральные ...

11.09.2014 Крайняя необходимость: рынок туристических услуг ждут законодательные изменения

Ситуация на рынке туристических услуг продолжает накаляться ...

09.07.2014 Пока без срывов: туркомпании подвели промежуточные итоги лета

Несмотря на сложности текущего туристического сезона, по мнению участников рынка, июнь показал достаточно стабильные ...

08.07.2014 Промежуточные итоги: туристический рынок Екатеринбурга смирился с потерями

Туристический рынок Екатеринбурга смирился с потерями ...

08.08.2013 Коллективное безумие: туроператоры пострадали от Греции

Летний туристический сезон в этом году особенный. Значительно возросшая конкуренция туроператоров в Средиземноморском ...