12.09.2014

Снизили траты: посещаемость ТЦ упала на 20-25%

В Екатеринбурге значительно снизилась посещаемость торговых центров. По данным компании Watcom, в столице Среднего Урала с начала этого года Shopping Index (количество посетителей в среднем в день на 1 тыс. кв. метров ТЦ) упал на 20-25%. Эксперты выделяют несколько причин ухудшения ситуации. Первая — размывание покупательской аудитории за счет открытия новых торговых центров. Это связано с тем, что Екатеринбург сейчас занимает первое место в России по количеству квадратных метров ТЦ на душу населения. Вторая — нестабильная экономическая ситуация в стране, которая привела к снижению покупательного спроса и оборота розничной торговли.

По данным консалтинговой компании «Урал-Гермес», сейчас в Екатеринбурге насчитывается около 40 торговых центров. В 2008 году их было 20, в 2013 году — 32. Сейчас в сегменте наблюдается перенасыщение: предложение значительно опережает спрос.

«С 2006 по 2013 годы рынок ТЦ в столице Среднего Урала ежегодно рос в среднем на 26%. Однако сейчас ситуация изменилась. Если в предыдущие годы увеличение объема торговых площадей в городе поддерживалось ростом потребительской активности населения и розничного товарооборота, то в 2014-м положение существенно изменилось. Показатели трафика посетителей ухудшаются практически во всех торговых центрах», — сообщают аналитики «Урал-Гермес».

«Сложившаяся ситуация в сегменте торговой недвижимости имеет свои особенности. По сути этот бизнес является вторичным по отношению к розничной торговле. Сейчас она переживает не лучшие времена. Во-первых, в стране значительно упал объем товарооборота. Во-вторых, почти все крупные федеральные российские сети не планируют развиваться. К сожалению, они не ведут активных переговоров о реализации крупных проектов», — рассказал генеральный директор УК «R.management» Алексей Мальцев.

По его мнению, кризисная ситуация на рынке ТЦ Екатеринбурга носит неоднородный характер. В городе происходит перераспределение платежеспособного трафика посетителей в пользу наиболее успешных объектов.

«Конкуренция на рынке усиливается. Из-за кризисных явлений в сегменте некоторые торговые центры сильно пострадали, тогда как другие, наоборот, по-прежнему чувствуют себя хорошо. Это зависит от комплекса факторов», — полагает Алексей Мальцев.

По словам генерального директора компании «Магазин Магазинов» Дмитрия Бурлова, для того, чтобы остаться на плаву, владельцам всех ТЦ необходимо повысить эффективность функционирования своих торговых точек.

«Целесообразно профессионально работать с целевой аудиторией. При строительстве нового торгового комплекса имеет смысл тщательно просчитывать потенциал локации: грамотно подбирать место расположения, а также правильно прогнозировать специфику будущих покупателей. Кроме этого, сейчас стоит рассмотреть варианты сооружения профильного ТЦ (к примеру, мебельного, свадебного и т.д.). Подобные торговые точки в последнее время пользуются популярностью», — отмечает Дмитрий Бурлов.

Также эксперты считают, что для эффективной работы торгового центра ему необходимо грамотно разработать концепцию или провести реконцепцию.

«Оригинальных по архитектуре зданий ТЦ с современными решениями фасадов и развитыми интерьерными пространствами в Екатеринбурге практически нет, развлекательные части ТРЦ построены преимущественно однотипно, практически отсутствуют уникальные виды развлечений и отдыха — детские развлекательно-образовательные комплексы на базе интерактивных технологий, океанариумы, скалодромы, батутные комплексы, концертные залы, музейные комплексы и др.», — сообщили аналитики «Урал-Гермес».

Они также уверены, что потенциал развития рынка торговых центров Екатеринбурга заключен не только в его качественном совершенствовании, но и в расширении географии строительства новых ТЦ. В настоящее время практически отсутствуют современные торговые центры сразу в нескольких (в том числе крупных) жилых районах города: Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, Академический, Вторчермет и др.

Однако независимый финансовый аналитик Григорий Руденко считает, что рынок ТЦ в Екатеринбурге полностью утратил потенциал своего развития.

«Новый импульс ему придаст только рост благосостояния населения. В ближайшее время этого не будет. Во-первых, продолжается конфронтация России со странами Запада из-за конфликта на Украине. Во-вторых, у страны масса внутренних экономических проблем: снижение покупательной способности населения, дорогие кредитные ресурсы, высокая инфляция, однобокость модели экономики и так далее», — уверен Григорий Руденко.

Сфера недвижимости в регионе развивается по инерции с экономикой страны, соглашается заместитель директора Бизнес-школы УрФУ Лариса Малышева. «Она во многом зависит от макроэкономической ситуации в России. К примеру, от изменения налогообложения и ряда других факторов. Мне кажется, сейчас наша страна до сих пор не может преодолеть последствия кризиса 2008 года. Фактически в некоторых отраслях экономики он до сих пор продолжается. Когда ситуация улучшится, сфера недвижимости также будет развиваться намного интенсивнее», — считает Лариса Малышева.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
11.09.2014 Меньше покупок: в Екатеринбурге снизилась посещаемость торговых центров

В Екатеринбурге значительно снизилась посещаемость торговых центров ...

21.07.2014 «Урал-Гермес»: рынок торговых центров Екатеринбурга в 2014 году может увеличиться на 100 тыс. квадратных метров

УрБК, Екатеринбург, 21.07.2014. Анализ рынка торговых центров Екатеринбурга за I полугодие 2014 года показал переход ...

07.07.2014 Кризис предложения: в Свердловской области осложнилась ситуация на рынке коммерческой недвижимости

В Свердловской области сложилась кризисная ситуация на рынке коммерческой недвижимости. Эксперты наблюдают ...

04.07.2014 Температура насыщения: Инвестиции в коммерческую недвижимость Екатеринбурга снизились

Инвестиции в коммерческую недвижимость Екатеринбурга снизились ...

24.06.2014 Выжать максимум: рынок торговых центров в Екатеринбурге перенасыщен

В Екатеринбурге наблюдается избыток торговых площадей: предложение значительно опережает спрос ...