Захлестнуло: туристический рынок тонет
Российский рынок туриндустрии продолжают покидать крупные игроки. Недавно о приостановке своей деятельности объявил туроператор «Ветер странствий», который активно работал на территории Свердловской области. В результате банкротства пострадало несколько тысяч уральцев. Ранее о финансовой несостоятельности объявили компании «Лабиринт», «Нева», «Экспо-тур» и «Роза ветров Мир». Эксперты связывают это с неблагоприятной политической и экономической конъюнктурой, а также с неэффективностью системы организации туристической отрасли в нашей стране.
Напомним, что недавно туроператор «Ветер странствий» опубликовал на своем сайте пресс-релиз о приостановке деятельности.
«Мы, коллектив компании «Ветер странствий», с прискорбием сообщаем, что в связи с внезапным исчезновением генерального директора Любови Агафоновой не в состоянии продолжать работу, нести ответственность за деятельность компании, обслуживать заказы, осуществлять финансовую и иную деятельность», — говорится в сообщении.
Банкротство туроператора «Ветер странствий» стало далеко не первым за последнее время. В связи с уходом ряда крупных игроков с рынка ассоциация «Турпомощь» израсходовала более 50% своего компенсационного фонда. Не исключено, что если банкротства операторов в РФ будут продолжаться, то ассоциация просто не сможет оперативно компенсировать убытки пострадавшим туристам.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев считает, что текущая система организации туристической отрасли в нашей стране неэффективна.
«Ситуация с банкротствами показала, что предусмотренные текущим законодательством меры не способны полностью защитить туристов от существующих рисков. Речь идет не только о дефиците средств фонда «Турпомощь», но и об объеме государственных гарантий, а также о незащищенности страховых компаний. К примеру, уставной капитал одной из фирм (страховой компании «Возрождение». — Ред.) был намного меньше, чем объем страховых обязательств перед туроператором «Нева», — сообщил Михаил Мальцев.
По его словам, туристической отрасли нужны коренные изменения, предполагающие комплекс самых разнообразных системных мер.
«Просто поднять размер увеличиваемых взносов в фонд «Турпомощь» — это не выход. Необходимы фундаментальные решения», — полагает Михаил Мальцев.
Руководитель регионального представительства компании «Натали-турс» в Екатеринбурге Олег Хигер считает, что если «рухнет» хотя бы одна системообразующая турфирма, которая, к примеру, входит в топ-5 по направлению «Турция», то вся система страхования туристической ответственности в нашей стране просто обвалится.
«Если с этими туроператорами что-то случится, то никакая «Турпомощь» не поможет. При этом нельзя сказать, что хотя бы одна турфирма в нашей стране полностью застрахована от такого сценария. На мой взгляд, помимо внедрения новых законодательных мер, необходимо развивать «туристическую дисциплину» у граждан. Им следует заключать договор только с теми агентствами, которые работают на рынке не менее 15 лет. Россияне часто обращают внимание только на цену путевки, игнорируя все остальные факторы: бренд оператора, наличие у него инфраструктуры, какая авиакомпания обслуживает и т.д.», — считает Олег Хигер.
По его словам, практически все крупные туроператоры в нашей стране считают этот сезон «крайне неудачным» по причине массовых банкротств и снижения количества туристов.
«Данный сезон действительно очень тяжелый для турбизнеса. Скачок валютного курса, из-за чего туры подорожали на 20%. Общеполитическая ситуация, из-за которой люди стали меньше ездить в Европу. Вообще покупательская способность снизилась. Туроператоры заранее покупали туры. А финансовой подушки у них не было», — сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Однако в сложившейся ситуации также есть и положительный момент, полагает гендиректор компании «Retail С» Марат Аванесян.
«Происходит естественное очищение туристического рынка. На мой взгляд, в ближайшее время с него уйдут компании, которые либо совершают сомнительные операции, либо неэффективно тратят оборотные денежные средства. Сейчас в ряде компаний есть серьезные проблемы, связанные с качеством менеджмента и разработкой стратегии», — считает Марат Аванесян.
Несмотря на это, опрошенные эксперты считают данный туристический сезон провальным и говорят о необходимости коренных изменений в отрасли.