Финансовый кризис вынудил екатеринбургский интернет-магазин «E96.RU» искать выходы на еще не освоенные регионы. Для этого компания пошла на интегрирование с ОАО «Платформа Ютинет.ру» при условии сохранения своего бренда. Однако соглашение по сохранению «E96.RU» как собственного имени достигнуто только на словах. По мнению экспертов, если ОАО «Платформа Ютинет.ру» в дальнейшем сможет раскрутиться и стать узнаваемым, бренд «E96.RU» компании будет уже и не нужен. Преграды для уничтожения екатеринбургского бренда у ОАО «Платформа Ютинет.ру» отсутствуют, ведь у владельцев «Е96.RU» нет даже блокирующего пакета акций.
Интернет-магазин «Е96.RU» за последние 7 лет кроме Урала охватил рынки Западной Сибири и Поволжья. По словам одного из основателей компании Бориса Лепинских, в последнее время поддерживать развитие компании удавалось в основном за счет освоения новых регионов.
«В Екатеринбурге мы прирастаем совсем немного потому, что рынок падает. У нас очень здорово растут только новые регионы», — пояснил Борис Лепинских на сегодняшней пресс-конференции в Екатеринбурге.
Для увеличения территории рынка руководство «Е96.RU» пошло на сделку с двумя другими интернет-магазинами: «Ютинетом», который работает на столичных рынках, и «Сотмаркетом», присутствующим практически в каждом регионе страны. В рамках соглашения все три компании решили интегрироваться в структуру ОАО «Платформа Ютинет.ру». Для оптимизации расходов под одной структурой будут объединены офисы, склады и персонал в тех городах, где работают все три компании. Как уверяют в компании, процесс объединения не коснется цен на продукцию, которую будут предлагать интернет-магазины. Интегрирование планируется завершить к следующему году.
Все три интернет-магазина планируют продолжить работать в составе объединенной компании под своими брендами. Однако в акционерном соглашении это условие не закреплено. Участники сделки считают, что ОАО «Платформа Ютинет.ру» будет не выгодно уничтожать знакомые потребителям названия.
«Никаких обязательств нет. Убрать субмаркет — это значит уничтожить всю объединенную компанию. Акционерным соглашением таких гарантий не предусмотрено, но я никаких рисков не вижу», — считает Борис Лепинских.
«У каждого из брендов накоплена своя лояльная аудитория. Если бренды сливаются, выстроенный органический трафик умирает. У нас задача — максимально эффективно использовать бренды друг друга», — добавил исполнительный директор «Е96.RU» Дмитрий Пивоваров.
Положительную оценку данному шагу дали в ГК «Связной». В компании отмечают, что поскольку все три интернет-магазина входят в топ-100, и шансы выйти на лидирующие позиции у новой платформы довольно высокие.
«Одним из важных трендов рынка интернет-торговли в России мы считаем его консолидацию, когда несколько крупных игроков объединяют свои возможности. Объединение трех площадок в одну вписывается в эту тенденцию», — пояснили УрБК в пресс-службе ГК «Связной».
Однако, как считают эксперты, ОАО «Платформа Ютинет.ру» может само превратиться в бренд за счет «Ютинета», «Сотмаркета» и «E96.RU».
«На каждом сайте этих компаний может появиться отдельный бренд или логотип новой компании. В дальнейшем пользователи привыкнут к этому сосуществованию брендов», — пояснил УрБК замгендиректора по юридическим вопросам «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.
По его словам, платформа после укрепления своих позиций может избавиться от всех трех компаний, поглотив их. Примечательно, что контрольный пакет акций новой компании (более 50%) находится у одного акционера. Основатели «Е96.RU» Борис Лепинских и Дмитрий Пивоваров отдали активы своей компании, получив на двоих 20% ОАО «Платформа Ютинет.ру». «Сотмаркет» после объединения также остался без своих активов.
«Если в акционерном соглашении не предусмотрено совершение корпоративных отношений, в том числе связанных с брендами, фактически нет препятствий в будущем осуществить поглощение. Вместе с тем я считаю, что это будет делаться с учетом мнения акционеров и владельцев объединенной компании», — сказал Дмитрий Земеров.
Специалист Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH Анастасия Тайшина считает, что дальнейшую судьбу участников сделки может обезопасить устав акционерного общества, а также позиции миноритарных акционеров в самой компании.
«Акционерное общество это все же форма не личного участия как ООО, в таком случае важно понимать, какие роли в управляющем составе компании отведены партнерам, поскольку собрание акционеров — это все-таки орган, работающий не на постоянной основе, и вся власть может быть сосредоточена в руках исполнителей — совета директоров и правления. Здесь важно понимать, как избираются эти органы, прежде всего совет директоров, роль которого как раз в защите прав «своих» акционеров и в контроле за исполнительными органами компании», — пояснила Анастасия Тайшина.
Вместе с тем, как отметила специалист, согласно акционерному законодательству, есть перечень вопросов, который может быть решен в ущерб интересов миноритарных акционеров. Например, вопрос о реорганизации компании может быть решен в три четверти голосов. Таким образом, мнение миноритариев не будет влиять на преобразование структуры. В этом случае миноритарии могут требовать выкупа доли по рыночной стоимости.
На данный момент владельцы всех трех компаний, которые вошли в объединенную структуру, сохраняют ключевые позиции в органах управления. Однако эксперты не исключают и другого варианта развития событий, которым предусматривается размытие долей миноритарных акционеров. В этом случае ключевой акционер компании может провести дополнительную эмиссию ценных бумаг, что может практически полностью вывести из игры остальных участников сделки. В последнее время по такой схеме все чаще работают многие московские фирмы, проводя подобные сделки с региональными игроками.
Однако от уничтожения брендов «Е96.RU» и «Сотмаркета» в конечном итоге пострадает только узкий круг заинтересованных лиц. На конечном потребителе, как ожидают аналитики, этот шаг может отразиться только в лучшую сторону.
«Так или иначе, создание одной масштабной компании — это хороший шаг. Фактически идет речь о создании интернет-бизнеса, который будет сопоставим с крупнейшими игроками на рынке, такими как Ozon. Возможно, это будет только способствовать усилению конкуренции, что будет на пользу потребителям», — отметил Дмитрий Земеров.