Вслед за авторынком Екатеринбурга падает и сегмент автокредитования. Если продажи новых легковых машин в апреле снизились на 23%, то спрос на займы в сегменте снизился почти в два раза. Такое снижение отмечают не все участники рынка, однако в целом темпы автокредитования замедлились в разы. В свою очередь, дилеры отмечают, что несмотря на падение продаж в относительном выражении доля автомобилей, проданных в кредит, осталась примерно на уровне 60%.
По данным кредитного брокера «Оптима Кредит», спрос на займы среди уральцев в целом снижается. Наиболее ярко это проявляется в автокредитовании: если в январе спрос на них достигал 70%, то в апреле, по данным организации, он упал до 39%. Это происходит на фоне роста просроченной задолженности и увеличения числа некачественных заемщиков.
Необходимо также отметить, что в апреле, по данным агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург», авторынок Екатеринбурга просел на 23%, продажи составили 6 343 машины. Всего в январе-апреле 2014 года в Екатеринбурге продан 25 761 новый легковой и легкий коммерческий автомобиль, что на 13% меньше показателя за аналогичный период прошлого года.
«Продажи существенно сократились. В январе еще действовала специальная программа кредитования со сниженной процентной ставкой, люди ей активно пользовались. Сейчас вообще наблюдается спад интереса. Возможно, это связано с макроэкономическими вещами, возможно, происходит переток клиентов. В апреле 2014 года относительно апреля прошлого года продажи упали на 30%», — говорит Вячеслав Анисимов, исполнительный директор Римэкс Моторс о реализации автомобилей марки SsangYong.
При этом доля автомобилей, проданных в кредит, не изменилась и составляет все так же примерно 60%, говорит он.
Директор автосалона «Автоленд» на Новосибирской Кирилл Шуняков (марки Honda и SsangYong) отметил, что такого жесткого снижения у них не было, а рынок по сравнению с январем не упал. Впрочем, снижения продаж ожидают и здесь. «В своем планировании мы изложили падение по Honda примерно на 15% во второй половине этого года по сравнению с предыдущим. По SsangYong падение не закладывали, потому что начали торговать ими только в прошлом году. В целом падение будет, думаю, 10%», — отметил он.
В целом сейчас растут продажи премиум-марок, кроссоверов и частично бизнес-седанов, которые как раз и составляют большую часть этих двух марок, говорит эксперт.
Банк ВТБ24 в Свердловской области за первые четыре месяца 2014 года выдал 1 491 автокредит на сумму 820 млн руб., это на 3% меньше по объему, чем за аналогичный период прошлого года, отметили в кредитном учреждении.
«В общем и целом рынок автокредитования замедляется вслед за снижением спроса на базовый актив — автомобили, а также из-за отмены программы государственного субсидирования», — говорит управляющий Уральского филиала банка Сергей Кульпин.
В апреле же ощутимого прироста продаж не было, банк выдал 223 млн руб. автокредитов против 220 млн руб. в марте, и данный результат с учетом сезонности прошлых лет мог быть и лучше, отметили в банке.
«В пользу банков и авторынка сейчас продолжает играть желание граждан тратить, а не сберегать на фоне валютных колебаний и начинающегося роста инфляции. Это было характерно для февраля-марта, когда люди рублями и долларами США «бежали от рисков» Крымского кризиса, стараясь совершить покупку как можно скорее, «овеществить» накопленные сбережения, вложить их в стабильные активы — жилье, автомобили. Так люди будут вести себя еще какое-то время», — отметил Сергей Кульпин.
По мнению представителя банка, в 2014 году рынок автокредитования будет расти в разы медленнее, чем в прошлом году, когда он увеличился на 22%.
«В периоды экономической нестабильности в России, как показывает практика, первыми падают продажи автомобилей в регионах, тогда как в Москве и Петербурге может фиксироваться даже небольшой рост. Сокращение авторынка Екатеринбурга может продолжиться и во втором полугодии, если так и не будет запущена программа льготного автокредитования», — отмечал гендиректор «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин.
Андрей Пермяков