Статьи
18.04.2014

Сокращая электрички: СвЖД и правительство разошлись в оценке затрат на пригородные перевозки

Сокращая электрички: СвЖД и правительство разошлись в оценке затрат на пригородные перевозкиЗа последние шесть лет в Свердловской области маршрутная сеть пригородных электричек сократилась почти в полтора раза, с 355 до 257 поездов. Данная тенденция продолжается и в этом году — количество составов оптимизировали до 233. Представители Свердловской железной дороги забрасывают областное правительство просьбами и рекомендациями увеличить размер компенсаций, выделяемых на функционирование поездов. Однако в условиях напряженного бюджета рассчитывать на дополнительные средства не приходится, к тому же в региональном Минтрансе подчеркивают, что данная маршрутная сеть оптимальна. С началом дачного сезона ожидается напряженная обстановка на популярных среди садоводов направлениях, но власти обещают решить данный вопрос.

Проблема недостаточности компенсаций операторам пригородных пассажирских перевозок со стороны региональных властей существует в большинстве субъектов РФ. Филиал ОАО «РЖД», Свердловская железная дорога, занимается пригородными перевозками в регионах УрФО и Пермском крае. Острее всего проблема с нехваткой компенсаций выражена в Курганской и Челябинской областях, тогда как в ХМАО, Тюменской области и Пермском крае региональное власти компенсируют затраты полностью. Ссылаясь на пример данных регионов СвЖД предлагает увеличить размер компенсаций и свердловскому правительству, которое формально является заказчиком их услуг.

На 2014 год региональные власти подписали соглашение с оператором перевозок ОАО «Свердловская пригородная компания» о компенсациях на сумму 767,62 млн руб. Как отмечают железнодорожники, данная сумма покрывает только 73% всех необходимых расходов и недостаточна для организации пригородного сообщения даже в запланированных объемах.

Для решения своих проблем представители СвЖД предлагают властям увеличить составность электричек и размер субсидий. В правительстве подчеркивают, что произвели оптимизацию на практически невостребованных маршрутах и в тех местах, где существует альтернативный общественный транспорт. Однако на наиболее востребованных направлениях количество вагонов все же планируют увеличить.

«Составность более 60 поездов будет увеличена в полтора раза, с 4 до 6 вагонов. Это направления, где прогнозируется увеличение численности садоводов на летний период. В мае это предложение будет направлено в СПК», — сказал замминистра транспорта и связи Свердловской области Василий Старков после общественных слушаний по проблеме пригородных перевозок.

По его словам, существуют определенные расчеты, которые позволяют спрогнозировать выпадающие доходы, и на 2014 год предусмотрена полная сумма компенсаций. «Может быть, у СПК есть отличная точка зрения по величине затрат, которые хотелось бы возложить на плечи налогоплательщиков, по сути. Но существующая сеть была сделана с учетом научного подхода и здравого смысла», — заявил Василий Старков, добавив, что Министерство транспорта работает в условиях множества ограничений.

На общественных слушаниях представители железной дороги и областного Минтранса с Региональной энергетической комиссией с трудом находили общий язык, буквально обвиняя друг друга в неправильности подсчетов компенсаций. Так, генеральный директор СПК Евгений Савостин заявил, что РЭК компенсирует затраты компании исходя из суммы, заложенной в бюджете, и предложил пересмотреть расчеты регулирования.

«Предусмотренных средств недостаточно. При увеличении составности у 59 поездов будет необходимо дополнительно 37,6 млн руб. Предлагаю пересмотреть регулирование РЭК», — сказал глава СПК. По его утверждению, если в ближайшее время не будет решен вопрос о компенсации, то придется сокращать еще порядка 118 пригородных поездов, то есть половину существующей сети.

Однако председатель свердловской РЭК подчеркнул, что при регулировании комиссия ничего не подгоняет, и поэтому слова представителя СПК некорректны. Кроме того, суть вопроса с точки зрения экономики весьма проста: «Негде взять источники (финансирования), кроме как денег народа», — признал Владимир Гришанов.

Пока СПК и правительство не пришли к конструктивному решению: замминистра Василий Старков заявил, что не услышал ни одного конкретного предложения. «Благосостояние граждан не находится в прямой зависимости от количества пригородных поездов, а вот неэффективное использование бюджетных средств — это непостроенные садики», — подчеркнул он, отметив, что были сокращены только избыточные поезда.

По словам директора научно-исследовательской части инновационного научного центра Академии транспорта Дмитрия Брусянина, количество пригородных поездов в регионе минимально допустимое, сокращать его нельзя. Скорее всего, в регионе стоит вводить мультимодальные перевозки, когда граждане бы по единому билету ездили на электричках и автобусах — сейчас такой схемой пользуется около 20% пассажиров. Данная мера позволила бы повысить оборачиваемость состава и экономическую эффективность, но для ее внедрения необходимо решить множество организационных моментов. В частности, внедрить единое расписание автобусов и электричек и обустроить транспортно-пересадочные узлы.

Андрей Пермяков
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
14.04.2014 Правительство Свердловской области увеличит до 856 млн руб. затраты на пригородные железнодорожные перевозки

УрБК, Екатеринбург, 14.04.2014. Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер поручил региональному ...

30.10.2009 Три четверти пригородных электропоездов Свердловской области могут быть отменены

Впервые за много лет ОАО «Свердловская пригородная компания» полностью отказано в бюджетных субсидиях. Соответствующее ...

25.08.2009 ОАО «Свердловская пригородная компания» продолжает сокращение пригородных электропоездов

ОАО «Свердловская пригородная компания» заявило об отмене с 7 сентября 2009 года еще 15 пригородных поездов, ...

08.07.2009 ОАО «Свердловская пригородная компания» намерено компенсировать убытки увеличением стоимости предоставляемых услуг

ОАО «Свердловская пригородная компания» подвело итоги деятельности в I полугодии 2009 года. Согласно официальной ...

02.02.2009 Свердловская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» отменила 57 поездов пригородного следования

УрБК, Екатеринбург, 02.02.2009. С 1 февраля 2009 года Свердловская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» сократила число ...