За последние шесть лет в Свердловской области маршрутная сеть пригородных электричек сократилась почти в полтора раза, с 355 до 257 поездов. Данная тенденция продолжается и в этом году — количество составов оптимизировали до 233. Представители Свердловской железной дороги забрасывают областное правительство просьбами и рекомендациями увеличить размер компенсаций, выделяемых на функционирование поездов. Однако в условиях напряженного бюджета рассчитывать на дополнительные средства не приходится, к тому же в региональном Минтрансе подчеркивают, что данная маршрутная сеть оптимальна. С началом дачного сезона ожидается напряженная обстановка на популярных среди садоводов направлениях, но власти обещают решить данный вопрос.
Проблема недостаточности компенсаций операторам пригородных пассажирских перевозок со стороны региональных властей существует в большинстве субъектов РФ. Филиал ОАО «РЖД», Свердловская железная дорога, занимается пригородными перевозками в регионах УрФО и Пермском крае. Острее всего проблема с нехваткой компенсаций выражена в Курганской и Челябинской областях, тогда как в ХМАО, Тюменской области и Пермском крае региональное власти компенсируют затраты полностью. Ссылаясь на пример данных регионов СвЖД предлагает увеличить размер компенсаций и свердловскому правительству, которое формально является заказчиком их услуг.
На 2014 год региональные власти подписали соглашение с оператором перевозок ОАО «Свердловская пригородная компания» о компенсациях на сумму 767,62 млн руб. Как отмечают железнодорожники, данная сумма покрывает только 73% всех необходимых расходов и недостаточна для организации пригородного сообщения даже в запланированных объемах.
Для решения своих проблем представители СвЖД предлагают властям увеличить составность электричек и размер субсидий. В правительстве подчеркивают, что произвели оптимизацию на практически невостребованных маршрутах и в тех местах, где существует альтернативный общественный транспорт. Однако на наиболее востребованных направлениях количество вагонов все же планируют увеличить.
«Составность более 60 поездов будет увеличена в полтора раза, с 4 до 6 вагонов. Это направления, где прогнозируется увеличение численности садоводов на летний период. В мае это предложение будет направлено в СПК», — сказал замминистра транспорта и связи Свердловской области Василий Старков после общественных слушаний по проблеме пригородных перевозок.
По его словам, существуют определенные расчеты, которые позволяют спрогнозировать выпадающие доходы, и на 2014 год предусмотрена полная сумма компенсаций. «Может быть, у СПК есть отличная точка зрения по величине затрат, которые хотелось бы возложить на плечи налогоплательщиков, по сути. Но существующая сеть была сделана с учетом научного подхода и здравого смысла», — заявил Василий Старков, добавив, что Министерство транспорта работает в условиях множества ограничений.
На общественных слушаниях представители железной дороги и областного Минтранса с Региональной энергетической комиссией с трудом находили общий язык, буквально обвиняя друг друга в неправильности подсчетов компенсаций. Так, генеральный директор СПК Евгений Савостин заявил, что РЭК компенсирует затраты компании исходя из суммы, заложенной в бюджете, и предложил пересмотреть расчеты регулирования.
«Предусмотренных средств недостаточно. При увеличении составности у 59 поездов будет необходимо дополнительно 37,6 млн руб. Предлагаю пересмотреть регулирование РЭК», — сказал глава СПК. По его утверждению, если в ближайшее время не будет решен вопрос о компенсации, то придется сокращать еще порядка 118 пригородных поездов, то есть половину существующей сети.
Однако председатель свердловской РЭК подчеркнул, что при регулировании комиссия ничего не подгоняет, и поэтому слова представителя СПК некорректны. Кроме того, суть вопроса с точки зрения экономики весьма проста: «Негде взять источники (финансирования), кроме как денег народа», — признал Владимир Гришанов.
Пока СПК и правительство не пришли к конструктивному решению: замминистра Василий Старков заявил, что не услышал ни одного конкретного предложения. «Благосостояние граждан не находится в прямой зависимости от количества пригородных поездов, а вот неэффективное использование бюджетных средств — это непостроенные садики», — подчеркнул он, отметив, что были сокращены только избыточные поезда.
По словам директора научно-исследовательской части инновационного научного центра Академии транспорта Дмитрия Брусянина, количество пригородных поездов в регионе минимально допустимое, сокращать его нельзя. Скорее всего, в регионе стоит вводить мультимодальные перевозки, когда граждане бы по единому билету ездили на электричках и автобусах — сейчас такой схемой пользуется около 20% пассажиров. Данная мера позволила бы повысить оборачиваемость состава и экономическую эффективность, но для ее внедрения необходимо решить множество организационных моментов. В частности, внедрить единое расписание автобусов и электричек и обустроить транспортно-пересадочные узлы.
Андрей Пермяков