В Екатеринбурге снова активизировались нелегальные маршрутные такси, работа которых угрожает безопасности пассажиров и мешает работе общественного транспорта города. Организации, самовольно перевозящие пассажиров на ряде маршрутов, не принимают Екарту, зачастую используют устаревший транспорт и постоянно нарушают правила дорожного движения. Проблему признают как администрация Екатеринбурга и ГИБДД, так и простые водители и пассажиры. Однако решить ее, оказывается, не так просто, поскольку полномочия контролирующих органов в данной сфере четко не разделены.
В Екатеринбурге существует развитая сеть маршрутных такси, которая с 2012 года в целях оптимизации была распределена между перевозчиками на конкурсной основе. Однако несколько компаний уклоняются от заключения договора и возят пассажиров незаконно, без разрешения. В частности, речь идет о маршрутных такси № 022, 050 и 055. Перевозчики на них работают без разрешения, не принимают Екарту, с помощью которой можно снизить стоимость поездки, а также снижают количество пассажиров у легально работающих организаций, поскольку зачастую дублируют их маршруты, чем в конечном счете наносят урон всей системе городского общественного транспорта.
В администрации Екатеринбурга признают проблему и отмечают, что борются с нелегальными перевозчиками. Однако для эффективного решения вопроса необходимы радикальные меры со стороны надзорного органа — ГИБДД, отмечают городские власти.
«Есть четкое деление по сфере компетенции: администрация может лишь контролировать законных перевозчиков на предмет интенсивности движения и качества подвижного состава. Это те перевозчики, которые выиграли право на перевозку пассажиров, и мы уже проверяем, с каким качеством они осуществляют договорные отношения», — говорит пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков.
Автомобили перевозчиков, не имеющих разрешения, существуют, и борьба с ними находится в компетенции сотрудников ГИБДД, которые должны выявлять такие автомобили и отправлять их на штрафстоянки, отмечает представитель городских властей.
«К сожалению, сфера компетенции городских властей ограничена. Мы постоянно выявляем таких перевозчиков и направляем информацию в вышестоящие органы власти. Поэтому мы надеемся, что ГИБДД активизирует свою работу по этому вопросу и более активно будет выявлять, может, забирать документы, ставить на штрафстоянки те транспортные средства, в которых перевозят пассажиров, не имея на то необходимых документов», — продолжает представитель администрации города.
Кроме того, нелегальные транспортные компании дублируют уже существующие маршруты. Перевозчики, заключившие договор, жалуются на них, поскольку «нелегалы», перевозя пассажиров по тому же маршруту, отнимают часть их прибыли, из-за чего транспорт легальных перевозчиков порой едет полупустым. Также на них жалуются и горожане, отмечает Денис Сухоруков.
«По данным маршрутам перевозчики принимают только наличные платежи, которые нигде не фиксируются, и, соответственно, есть вероятность уклонения от налогов. Это все неблагоприятно в целом для общественного транспорта и безопасности пассажиров. Этот вопрос не так просто решить, но мы заинтересованы в этом и продолжаем работу. Здесь необходимы радикальные меры, которые должны исходить от ГИБДД», — заключают в администрации.
Между тем, как сообщил УрБК начальник отделения технического надзора УГИБДД Свердловской области Александр Крюков, в случае с нелегальными маршрутками сотрудники госавтоинспекции могут проводить проверку только безопасности перевозок.
«Контроль того, что на этих маршрутах работают компании, у которых нет договора с администрацией города, не входит в нашу компетенцию. Формально они являются лицензированными перевозчиками, и мы проверяем, как водители соблюдают ПДД, как машины выходят в рейс. Проверки проводятся регулярно наравне с теми перевозчиками, у которых есть договор с администрацией Екатеринбурга. При этом нельзя сказать, что так называемые нелегалы нарушают ПДД больше или меньше. Что же касается законности их действия в плане договора с муниципалитетом, то тут можно решить вопрос в судебном порядке или же инициировать проверку по факту незаконного предпринимательства, однако у нас таких функций нет», — сказал Александр Крюков.
Замначальника Управления уголовного розыска ГУ МВД по региону Натиг Байрамов отметил, что для его ведомства данная проблема не является значимой. Однако частое нарушение ПДД — неприятное явление. «Я сам несколько раз ездил пассажиром. То, что творится — это уму непостижимо», — отметил он.
Не совсем ясно, кому следует заниматься данной проблематикой, отмечает Натиг Байрамов. «Раньше были сотрудники на потребительском рынке, которые этим занимались, но их сократили, сотрудники ОБЭП этой проблемой не занимаются. Сотрудники ГИБДД — только за наказание при нарушении правил дорожного движения. Здесь должна сыграть не последнюю роль администрация», — сказал замначальника свердловского угрозыска, отметив, что здесь существует и серьезная миграционная проблема.
Стоит отметить, что в Свердловской области в этом году уже были прецеденты, когда суд запрещал организациям, не заключившим договор с муниципалитетом, осуществлять внутригородские перевозки. В частности, это произошло в Серове, где ООО «СеровСпецТранс 2» работало по маршруту № 3а без оформления. У компании отсутствовало утвержденное расписание, паспорт и схема маршрута. Прокуратура Серова после проверки пришла к выводу, что деятельность перевозчика создает аварийные ситуации и подвергает опасности пассажиров.