Неналаженный механизм компенсации льготного проезда граждан в свердловских городах привел к кризисному состоянию транспортных предприятий. Наиболее остро данная проблема стоит в Екатеринбурге, где, по оценке городской администрации, долг региональных властей достиг 1,73 млрд руб. Однако в правительстве области считают, что принятое несколько лет назад соглашение не имеет силы, поэтому с компенсациями необходимо разбираться. Администрация Екатеринбурга просит областных властей определиться со своей итоговой позицией по данному вопросу, потому что ситуация уже не может ждать. Кроме того, через несколько лет в Екатеринбурге пройдет Чемпионат мира по футболу, и вопрос с обновлением подвижного состава стоит ребром уже сейчас.
Сегодня в Екатеринбурге прошло первое заседание рабочей группы по вопросу соцподдержки федеральных и областных льготников на проезд в муниципальном транспорте. Отсутствие четкого механизма взаимодействия между городскими и областными властями в части компенсации проезда граждан областной и федеральной категории привело к критическому положению транспортных предприятий Екатеринбурга. Данная проблема обсуждается не впервые, и сейчас в конечном итоге вышла на уровень регионального Заксобрания.
Сейчас, согласно сложившейся методике, МУПам компенсируют стоимость только 20 поездок граждан, тогда как зачастую они совершают 50-60 поездок в месяц. В результате транспортные предприятия Екатеринбурга генерируют убыток в размере 140 млн руб. в месяц. Социальное положение работников ухудшается, подвижной состав изнашивается и его эксплуатация становится все более дорогой, и предприятия фактически находятся в кризисном состоянии. Стоимость проезда поднять выше существующих 23 руб. также нельзя, поскольку данная сумма является предельным тарифом.
В 2008 году было подсчитано, что граждане могут рассчитывать на компенсацию в размере 275 руб., что составляло 20 льготных поездок. Однако фактически многие льготники ездят более 50 раз, и ограничение поездок ухудшило бы их положение. Кроме того, средства на льготный проезд не в полном объеме доходят до транспортных предприятий, потому что часть граждан, 30-40%, по приблизительной оценке, данными льготами не пользуется, отметил замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам экономики, финансов и стратегическому планированию Александр Высокинский.
Как напомнили на заседании, в 2009 году власти приняли соглашение, согласно которому льготники по-прежнему ездят без ограничений, а затраты на их обслуживание компенсируют на треть из бюджета Екатеринбурга, и на две трети — из региональной казны. Расходы города по данной статье составляли около 400 млн руб. ежегодно. В то же время за последние годы в регионе сменилась власть, и вопрос компенсаций со стороны области подвис в воздухе.
«В марте этого года было направлено дополнительное письмо губернатору Евгению Куйвашеву по фактически недополученным доходам. Сумма составляет 1,731 млрд руб. На сегодня эту ситуацию уже достаточно сложно держать под контролем. Кредиторская задолженность муниципальных предприятий составила критичные величины. Фактически есть долги за поставленные электроэнергию и топливо, невозможно своевременно выплачивать зарплаты. По факту транспортные предприятия города сегодня находятся в стадии кризиса», — сказал Александр Высокинский.
Для решения существующей проблемы представители городской администрации предлагают определиться с механизмом компенсации льготного проезда граждан транспортным предприятиям. Однако для разрешения ситуации необходимо в первую очередь понять, в чем корень проблемы, отметил председатель бюджетного комитета свердловского Заксобрания Владимир Терешков. Кроме того, данный вопрос является очень сложным и состоит из двух частей: собственно льготы и работа транспортных предприятий, подчеркнула министр финансов Галина Кулаченко.
«Мы делаем оценку расходных полномочий, которая делается только на действующие и принимаемые обязательства. Сейчас я увидела соглашение, но оно не может быть расходным обязательством. Сегодня мы оцениваем только существующие расходные обязательства, а они возникают только тогда, когда есть нормальная законодательная база. Поэтому, конечно же, с этим вопросом надо разбираться», — сказала министр.
Ряд депутатов областной и городской дум и вовсе ставят под сомнение, что необходимость выплаты существующего долга подтверждена документально.
«Нам необходимо определиться с механизмом взаимоотношения между городом и областью. На основании этого решения и будет зафиксирована сумма долга. Кроме того, каким образом повысить целевое использование средств, которые идут сегодня на льготный проезд. Также необходимо определить, как в целом повысить эффективность транспортной среды Екатеринбурга», — заявил депутат Екатеринбургской гордумы Александр Косинцев.
Тем не менее решать проблему необходимо. Через 4 года в Екатеринбурге пройдут матчи Чемпионата мира по футболу, и к тому времени необходимо заменить хотя бы часть подвижного состава, который сейчас изношен на 70-80%.
«Мы здесь родились и выросли, не мы виноваты, что здесь губернаторы меняются, как в калейдоскопе. Совершенно правильно сказали, что должна быть какая-то преемственность, надо уважать свои обязательства. У МУПов не стоит задачи зарабатывать деньги, это предоставление услуги. Это та самая проблема, которая не рассосется», — заявил председатель ЕГД Евгений Ройзман.
Кроме того, работники транспортных предприятий, численность которых оценивается в 10 тыс. человек, сейчас находятся в сложном положении. Их зарплата примерно на 30% ниже, чем средняя по городу, из-за чего наблюдается сильная текучесть кадров: 26% — среди водителей, а среди кондукторов — 62,4%, отметила представитель профсоюзной организации.
Кроме того, у отдельных представителей городского и областного парламента вызвали сомнения эффективность работы руководителей МУПов. По их мнению, предприятия могли бы зарабатывать на рекламе значительно больше.
По итогам первого заседания участники рабочей группы договорились представить все дополнительные материалы и рассчитать фактическую стоимость перевозки одного пассажира со всеми ее составляющими. Данный анализ займет примерно 10 дней, после чего будет назначена дата следующего заседания, заключил председатель бюджетного комитета Заксобрания Владимир Терешков.