Экономические изменения в мире не могут не отразиться на российских рынках. Особенно чувствительный к ним fashion retail готовится к снижению рентабельности и падению объемов продаж. Эксперты отмечают, что под ударом окажется как эконом-сегмент, так и премиум, правда, первый попадет под удар несколько раньше. Что касается одежды класса люкс, то она вообще может исчезнуть с екатеринбургского рынка, считают некоторые специалисты. По их мнению, закрытие магазинов и исчезновение некоторых торговых брендов в связи с ухудшением общей экономической ситуации неизбежно.
«Внешняя рыночная обстановка не может не повлиять на рентабельность российского рынка. Однако стоит отметить, что модный ритейл сегмента премиум, наверное, пострадает не так сильно, как эконом. Возможно, людей с высоким достатком это коснется не сразу и не так сильно, однако со временем и их платежеспособность снизится», — прокомментировал ситуацию на рынке президент Watcom Group Роман Скороходов.
Он подчеркнул, что если через 1-1,5 недели ситуация не стабилизируется, ритейлерам придется задумываться о серьезном изменении рынка.
«В принципе, fashion retail уже готовится к самому худшему и строит планы на будущее из разряда «что с нами станет, если все будет плохо», — добавил он.
Эксперты советуют прогнозировать ситуацию по аналогии с 2008 годом. Независимый консультант по вопросам коммерческой недвижимости Сергей Николайченов отмечает, что в газетах за соответствующий период есть ответы на все вопросы, которые возникают сейчас: хотя падение рубля не такое сильное, как было 6 лет назад, тем не менее параллель провести можно, считает он.
«Модный ритейл — это импорт на 99,9%. Любое повышение курса долл. США и евро по отношению к рублю безусловно окажет негативное влияние на данный сегмент. Однако стоит отметить, что он не относится к тем, которые реагируют на колебания валют мгновенно, как, например, фондовый рынок. Fashion retail более инертный ввиду того, что закупка товара происходит за 5-6 месяцев вперед. Соответственно, падение курса рубля скажется на рентабельности модных магазинов не раньше этого срока», — пояснил он.
Тем не менее накануне стало известно, что федеральный дистрибьютор одежды популярных европейских брендов — компания «ЛВБ» — приняла решение о закрытии сети магазинов мужской одежды Chevignon по всей России, в том числе и
Екатеринбурге. Как сообщил УрБК представитель торговой сети, подобное решение руководства компании может быть обусловлено тем, что бренд приносит недостаточно прибыли.
Эксперты полагают, что на принятие данного решения руководство компании подтолкнула нестабильная экономическая ситуация в России и мире. Сергей Николайченков обратил внимание на то, что модный рынок — один из самых сложнейших и рискованных из всех существующих. Он отметил, что компании и бренды, которым удается продержаться на нем более 10 лет, можно пересчитать по пальцам.
«Большинство торговых марок, которые заходят на этот рынок, могут продержаться на нем около 5 лет. Они, как звезды, которые ярко вспыхнув, навсегда уходят с небосвода. На это влияет далеко не только экономическая ситуация, а множество факторов, включая ментальную особенность покупателей, харизму дизайнера и социальную обстановку», — заявил он.
Впрочем, аналитики отмечают, что какими бы талантливыми ни были дизайнеры и бизнесмены, продвигать товар на рынке, который демонстрирует стабильное снижение потребительской активности, довольно сложно. Сейчас рынок больше склонен к тому, чтобы «отторгать» дорогие бренды, а не наоборот.
«Темпы роста рынка fashion retail замедляются. Основными причинами этого является снижение потребительской активности, переориентация предпочтений покупателей в сторону более дешевой продукции, насыщения рынка, а также уменьшение доли в затратах потребителей, приходящейся на покупку одежды и обуви. Также стоит отметить, что все большую популярность набирают онлайн продажи, что оказывает давление на оборот рынка, так как издержки у интернет-магазинов ниже, чем у оффлайн, следствием чего является снижение цен и среднего чека», — прокомментировал ситуацию на рынке аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко.
В заключение хотелось бы напомнить, что уход с рынка сети магазинов Chevignon компании «ЛВБ» — не единственный случай, свидетельствующий о сложностях модного ритейла в Екатеринбурге. Так, не самым лучшим образом обстоят дела у одного из крупнейших ритейлеров одежды и аксессуаров сегментов люкс, премиум, мидл на территории УрФО — WEDA Fashion Group (торговый холдинг «Веда»).
В конце сентября 2013 года стало известно, что холдингу из-за долгов перед Сбербанком России пришлось выставить на продажу здание своего ТЦ Corteo Fashion Mall. Общая сумма исковых требований составила 462,6 млн руб. и 485 тыс. евро. В этом же месяце свои финансовые претензии к холдингу в размере 92 млн руб. предъявил Россельхозбанк (РСХБ).
Глава управляющей компании R.Management Алексей Мальцев считает, что после очередного кризиса модные магазины сегмента luxury в Екатеринбурге вообще могут не оправиться, так как представители этого класса предпочитают европейские бутики екатеринбургским. При этом за место под солнцем придется побороться и магазинам эконом и премиум класса, считают эксперты. Сколько из них доживет до весны — покажет время.
Татьяна Юстус