Январь — один из «мертвых» месяцев для туризма, считают эксперты. Однако в этом году рынок неожиданно рано ожил. По данным туроператоров, сейчас наблюдается резкий рост спроса на туры по всем популярным зарубежным направлениям. Некоторые из них считают, что радоваться пока рано: год обещает быть сложным. Эксперты связывают свои опасения со снижением покупательской способности россиян и с ухудшением ситуации на потребительских рынках в целом. На прошлой неделе очередной диссонанс среди туроператоров и туристов был вызван скачком курсов долл. США и евро, а также неутешительными прогнозами на будущее.
Напомним, согласно оценкам экспертов, к концу 2014 года курс долл. США может вырасти как минимум до 36-38 руб. Сейчас он сохраняется на уровне 35 руб. Специалисты отмечают, что ожидать снижения не стоит, так как Центробанк не заинтересован в поддержании рубля.
Поведение евро также насторожило участников рынка. 1 января евро стоил 45 руб., сегодня — 47,5 руб. Эксперты отмечают, что удорожание валют привело к тому, что бронирование туров на лето в этом году началось уже в январе.
По мнению директора группы компаний «Зима-Лето» Ольги Гуляр, именно из-за стремления сэкономить в этом году бронирование туров на лето началось уже в январе.
«Как правило, январь является спокойным месяцем, продажи начинают постепенно расти как минимум с февраля. Однако на этот раз все обстоит иначе. Спрос на туры в нынешнем январе почти на 20% выше прошлогоднего, практически с первых чисел туристы начали использовать систему раннего бронирования. Причем дисконт, который предполагает раннее бронирование (доходящий в среднем до 30% от стоимости тура), перестал быть главным фактором роста спроса. Людям важно успеть приобрести путевки, пока они не подорожали из-за возможного увеличения курса долл. США. Ведь для тех, кто забронировал тур заранее, цена меняться уже не будет», — рассказала она.
Руководитель агентства «Инна-турс» Инна Аверьянова отметила, что данная ситуация для бизнеса может иметь положительные последствия.
«Такое поступательное движение евро и долл. США в сторону увеличения их стоимости очень организует покупателей. Они стараются приобрести тур заранее и как можно раньше оплатить, потому что промедление в два-три месяца может удорожить стоимость путевки от одной до трех тысяч рублей», — заявила она.
Однако есть и негативные мнения по поводу влияния роста валют на туристический рынок. Директор компании «Натали-турс» Олег Хигер отметил, что это принесет туристическому рынку большие потери.
«Рост курса долл. США и евро внесет на рынок определенный негатив. В любом случае все эти валютные изменения просто изымают часть денег, которые тратятся на зарубежный отдых из кошелька наших граждан. Но приводить какую-то вменяемую статистику пока рано. Возможно, это коснется только дешевых туров, которые покупаются в последнюю минуту. Резкий скачек стоимости валют в ближайшую неделю может сократить спрос на горящие туры», — пояснил ситуацию эксперт.
Однако он отметил, что пока не совсем понятно — будет ли эта тенденция углубляться или это был единоразовый скачок, и цена валют зафиксируется.
Финансовый аналитик Константин Селянин призывает участников туристического рынка не бояться роста цен на евро и долл. США. По его мнению, они уже остановились и существенных потерь рынку не принесут.
«Волнения и паника, вызванные ростом стоимости валют, на мой взгляд, преждевременные. Поведение рубля сопряжено с падением так называемых сырьевых валют. Это касается также австралийского и канадского доллара, бразильского реала и так далее. Однако снижение уже прекратилось. Возможно, уже к концу недели мы увидим некое возвращение рубля к тем уровням, от которых он начал расти. Рост валюты на 3-5% если и скажется на турбизнесе, то не драматично», — отметил он.
Однако Константин Селянин подчеркнул, что в России существует более серьезный повод для беспокойства туроператоров — это девальвация рубля.
«Необходимо отметить, что совокупный рост доходов населения сильно замедлился. Это намного сильнее скажется на туристическом рынке, чем небольшое удорожание валют. На данный момент существует угроза девальвации рубля. Скорее всего, она возникнет после проведения Олимпиады — с середины марта — и повлечет за собой более серьезные потери для рынка, чем скачек стоимости валют», — заключил эксперт.
Таким образом, туристический бизнес, по мнению экспертов, ждут тяжелые времена. В предыдущем году при более стабильной обстановке с рынка ушло несколько крупных компаний. Тысячи туристов по всей России, купив путевки, так не смогли достигнуть курортных зон. Как туристический рынок отреагирует на экономическую ситуацию в этом году, покажет время.
Татьяна Юстус