Теплая и малоснежная зима, из-за которой открытие горнолыжного сезона затянулось почти на месяц, стала для центров активного отдыха палкой о двух концах. С одной стороны, отсутствие холодов привлекает больше посетителей, но с другой — мешает полностью обустроить и заснежить трассы. Представители разных комплексов говорят, что количество клиентов осталось таким же либо увеличилось, но отмечают, что их рост ограничен прежде всего инфраструктурой.
«Сезон однозначно хуже по снегу. Мы открылись примерно на 60%, то есть не все трассы работают, хорошего снега не хватает даже на беговую лыжню. К тому же сезон начался на месяц позже из-за теплой погоды», — сетует генеральный директор ГЛК «Стожок» Александр Владимиров. Сейчас благодаря установившемуся теплу посетители едут охотнее, но заснежить вторую трассу не получается, добавляет он. «Пушки стоят наготове, к концу недели начнем», — говорит руководитель комплекса, надеясь на похолодание, которое должно прийти на Средний Урал во второй половине недели.
Погода — это решающий фактор, говорит старший менеджер по прокату ГЛК «Уктус» Александр Мамеев. «Посетителей много, сейчас тепло, из-за этого все и едут. Мы максимально заснежили в этом году все, что могли. Снега хватает, но хотелось бы побольше», — сказал представитель комплекса.
Руководители многих горнолыжных комплексов отмечают, что установившееся тепло помогает привлечь больше клиентов. Так, довольны сезоном на ГЛК «Лиственная»: посетителей и, соответственно, доходов в этом году больше, чем в прошлом. Теплая погода, которая существенно помешала в начале сезона (гора открылась только 7 декабря), сейчас идет на пользу, считает представитель комплекса. «Погода помогает — народ соскучился по снегу. Инфраструктуру мы не улучшали, поэтому рост числа посетителей связывать можно только с этим», — говорит арт-директор ГЛК «Лиственная» Алексей Чуб.
В среднем за день на стоянку комплекса приезжает до 1,5 тыс. машин, что дает от 3 до 6 тыс. посетителей, говорит Алексей Чуб. В ГЛК «Уктус» отметили, что максимальное число договоров проката в день составило 450 штук — это больше показателя прошлого года примерно на 40 штук, а в среднем за один договор арендуется две единицы снаряжения.
Комплекс «Уктус» расположен в черте города, поэтому многие клиенты посещают его именно по этой причине, отмечает его представитель. При этом рост числа посетителей ограничен небольшими размерами склонов горы. «2 января на всех подъемниках скопились длинные очереди», — говорит Александр Мамеев.
Однако число посетителей выросло не везде. В частности, на комплексе «Стожок» не заметили большой разницы в количестве клиентов по сравнению с прошлым годом. «У нас большая конкуренция: вокруг Екатеринбурга 13 комплексов, поэтому у всех всегда есть выбор», — поясняет генеральный директор ГЛК «Стожок» Александр Владимиров. Одним из важнейших преимуществ для горнолыжного комплекса является близость расположения к областному центру, говорит арт-директор «Лиственной». Вторым пунктом является насыщенность инфраструктурой, и здесь все более востребованными становятся гостиницы, добавляет он.
Наблюдаются также и проблемы с финансированием: на Уктусе засыпали истершийся склон, что является достаточно затратным мероприятием. «К тому же мы находимся в природоохранной зоне, договориться с государством о вырубке леса очень сложно», — добавляет старший менеджер одноименного горнолыжного комплекса.
Кроме того, игроки отрасли горнолыжного отдыха отмечают, что уральцы стали чувствительнее к холодным температурам.
«Сезон оцениваем нормально, но он начался позже из-за теплого ноября. Сейчас же люди привыкли к теплу, им хорошо, но в минус 20 все мерзнут, хотя фактически это нормальная температура», — заключает старший администратор ГЛК «Пильная» Альфия Муслимова.
Стоит отметить, что зачастую представители отрасли предпочитают не раскрывать информацию о финансовых показателях и точном количестве посетителей. По примерной оценке топ-менеджера одного из горнолыжных комплексов региона, чистая прибыль за один сезон может составлять десятки миллионов рублей.
Андрей Пермяков