В деятельности ОАО «ОТП Банк» выявлены нарушения прав потребителей при составлении договоров
УрБК, Екатеринбург, 17.12.2013. Арбитражный суд Свердловской области признал законными требования регионального управления Роспотребнадзора к ОАО «ОТП Банк» об устранении нарушений при составлении договоров. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Напомним, ранее специалисты управления провели проверку банка и выявили нарушения, касающиеся включения в договоры условий, ущемляющих права потребителей, а также нарушения требований законодательства о доведении до потребителя необходимой информации о предоставляемых кредитах. В связи с этим в отношении кредитной организации было вынесено предписание о прекращении нарушения прав потребителей.
Так, судом установлено, что в договор был включен пункт о взимании штрафов за пропуск платежей: 300 руб. за второй пропуск и 900 руб. — за третий. А по банковской карте штрафы составляли 500 руб. и 1 000 руб. соответственно. Между тем в соответствии с Гражданским Кодексом РФ размер процентов за нарушения срока платежа определяется учетной ставкой банковского процента на день платежа или его соответствующей части, а неустойка подлежит начислению на сумму недовнесённого платежа. Таким образом, банк установил штраф, несоразмерный сумме несвоевременно внесенных денежных средств.
Ещё одно нарушение выразилось в том, что банк обусловил выдачу кредита открытием и обслуживанием банковского счета и карты, при этом обслуживание банковских счетов и карты возлагало на граждан дополнительные обременения в виде комиссии за проведение операций по счету. Условия заявления о кредитовании разработаны банком таким образом, что у потребителя отсутствовало предусмотренное законом право свободного выбора и получения кредита без оказания дополнительных услуг. По условиям заявления о кредитовании, заемщик получал банковскую карту, ПИН, тарифы по почтовой связи. При этом у гражданина отсутствовала возможность выбрать другой способ передачи карты и персональных данных, что создавало риск нелегального получения по карте и использования денежных средств третьими лицами.
При получении наличных с использованием карты в банкоматах была предусмотрена плата за эту операцию за счет собственных средств плательщика в размере 5%. Однако по закону затраты организации по предоставлению кредита наличными через кассу или банкоматы должны учитываться при расчёте процентной ставки по кредиту. Кроме того, в правилах дистанционного банковского обслуживания физических лиц был прописан пункт о праве банка в одностороннем порядке изменять правила и тарифы, клиент же обязан самостоятельно отслеживать эти изменения.
Учитывая эти и другие нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, допущенные банком, суд решил оставить заявление ОАО «ОТП Банк» о признании предписания управления Роспотребнадзора по Свердловской области незаконным без удовлетворения.