На состоявшемся вчера в Артемовском круглом столе по актуальным проблемам функционирования теплоэнергетического комплекса энергетики выступили единым фронтом: работа по сбору оплаты напрямую с жителей на несколько порядков эффективнее и позволяет обеспечить запланированный объем технических мероприятий денежными ресурсами. А это в ситуации почти 70-процентной изношенности оборудования актуально как никогда.
«Переход на прямые поставки был осуществлен с целью предотвратить коллапс теплоснабжающего комплекса Артемовского, к которому ведут многомиллионные долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающим предприятием. При этом позиция жителей городского округа, которые не платят никому, очень опасна и не конструктивна: потребителям все равно придется оплатить полученный ресурс поставщику по решению суда», — отметил в своем выступлении генеральный директор ГУП СО «Облкоммунэнерго» Дмитрий Буданов.
Также руководитель ресурсоснабжающей компании напомнил, что в отношении управляющих компаний (УК) продолжаются следственные действия, и выразил уверенность, что уголовные дела будут доведены до обвинительного заключения.
Следует отметить, что с правовой точки зрения позиция энергетиков вполне законна. Согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ 11 мая 2011 года, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими компаниями договоров о приобретении коммунальных ресурсов. А такой договор в настоящее время между ГУП СО «Облкоммунэнерго» и УК Артемовского не заключен.
«Законодательство определяет заключение договора с РСО как обязанность, а не право УК. Таким образом, в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения управляющая компания не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг и не вправе собирать плату с потребителей, а значит ГУП СО «Облкоммунэнерго», предоставляя коммунальные услуги непосредственно собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, правомерно производит начисление и сбор денежных средств», — подчеркнула начальник управления правового обеспечения ГУП СО «Облкоммунэнерго» Ирина Гореленко.
Однако при этом энергетикам приходится брать на себя множество дополнительных функций. Так, руководитель проектов ГУП СО «Облкоммунэнерго» Андрей Кузнецов рассказал, что в преддверии нового отопительного сезона в Артемовском была создана служба работы с приборами учета абонентов: проведено обучение персонала, закуплено соответствующее оборудование и программные средства.
По данным службы, на сегодняшний день из 53 узлов коммерческого учета теплоэнергии к началу отопительного сезона 2013-2014 в Артемовском допуск к эксплуатации получили только 22, еще 17 стоит в графике на приемку, 14 вообще не были допущены. Причинами отказа в допуске приборов учета к эксплуатации в 50% случаев является превышение погрешности измерения расхода в открытых системах (расход ГВС по показаниям приборов учета превышает норматив), еще 30% приходится на неисправные приборы, входящие в состав узлов коммерческого учета теплоэнергии. Оставшиеся 20% не допущены из-за несоответствия фактическому положению (парк приборов, схема измерения и т.п.).
«Далеко не все управляющие компании Артемовского идут навстречу специалистам ГУП СО «Облкоммунэнерго» при проверке узлов учета. И если с УК «ТЕМП», «Чистый домъ» и «Горизонт» удается достаточно эффективно взаимодействовать в вопросах приемки приборов учета и передаче их показаний, то управляющие компании «Порядок» и «Альтернатива» отказываются от совместной работы. Ситуация, которая имела место в прошлом году, когда специалисты ГУП СО «Облкоммунэнерго» не имели доступа к приборам учета и не могли списать показания, повторяется и в этом отопительном сезоне», — отметил Андрей Кузнецов.
В частности, по словам эксперта, в установленном законодательством порядке данными УК не были предоставлены в полном объеме документы на повторный допуск к узлам учета. Карточки за октябрь не были предоставлены в требуемом формате, что не позволило принять их к учету.
«УК «Порядок» и «Альтернатива» полностью игнорируют подразделение «Облкоммунэнерго» в Артемовском, переписку ведут только с управлением в Екатеринбурге, что с учетом задержки доставки корреспонденции в две недели не позволяет оперативно планировать мероприятия по приемке УКУТ. Не предоставлен полный пакет документов на допуски, карточки за октябрь 2013 года», — рассказал руководитель проектов ресурсоснабжающей компании.
Кроме того, Андрей Кузнецов отметил, что управляющие компании берут деньги с жильцов за обслуживание узлов учета, тогда как по результатам прошлого и текущего годов в надлежащем виде приборы не содержат и не допускают к ним специалистов. В подобных случаях, согласно 261 ФЗ, специалисты ГУП СО «Облкоммунэнерго» просто обязаны взять управление эксплуатацией счетчиков на себя. Расходы, понесенные в этой части, будут переложены на собственников: у ресурсоснабжающей организации нет финансовой возможности компенсировать произвол УК.
«План ремонтных работ невозможно выполнить из-за катастрофической нехватки средств. Как следствие — многочисленные порывы сетей, износ которых достигает 70%. Помимо этого, оборудование Артемовской ТЭЦ также требует глобальных ремонтов. С 2008 года на ней не было работ по программе технического перевооружения. Закончена, по сути, только первая очередь. В настоящее время в работе всего два котла, еще два — в резерве и в ремонте. Один котел продолжает работать на угле, его перевод на газ — вопрос наличия средств. Таким образом, собираемых за поставленный ресурс денег не хватает даже на текущие ремонты теплоэнергетической системы», — пояснил начальник артемовского подразделения ГУП СО «Облкоммунэнерго» Василий Гвозденко.
По словам директора по продажам ОАО «Свердловэнергосбыт» Алексея Шмыкова, ресурсоснабжающие предприятия не претендуют на средства, собранные УК по строке «Содержание жилья», как не претендуют на функции управления. Однако чтобы энергосистема работала на должном уровне, нужны финансовые вложения.
«В ситуации, в которой сегодня оказались энергетики, возможно только «латание дыр». Наше предприятие имеет опыт прямых поставок в Артемовском: на прямые платежи за электричество были переведены три дома, что позволило в три раза повысить собираемость средств», — заявил Алексей Шмыков.
При этом в качестве органа, который позволит потребителям и энергетикам сделать финансовую ситуацию прозрачной и сообща контролировать ситуацию с прямыми поставками, заместитель председателя комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Шилов предложил создать совет потребителей.
Таким образом, переход на прямые поставки стал настоящей «головной болью» для энергетиков, вынужденных вместо 4-5 юрлиц-управляющих компаний работать с тысячами физических лиц-потребителей. Но на сегодняшний день в прямых расчетах энергоснабжающие организации видят единственный способ получить средства за поставленный ресурс.