Острая нехватка маршрутных такси, возникшая накануне утром в Екатеринбурге, стала, по оценкам наблюдателей, лишь репетицией транспортного коллапса, который может возникнуть через полгода. Поводом послужил новый закон, обязывающий водителей с иностранными правами получить документ российского образца. К этому большая часть транспортных компаний оказалась не готова. Хватит ли перевозчикам этой отсрочки, покажет время. Однако на сегодняшний день ясности в решении вопроса нет: законодатели и профильные ведомства все еще не разработали необходимые программы и подзаконные акты.
Напомним, 5 ноября вступили в силу изменения в ФЗ «О безопасности дорожного движения». Среди прочих изменений должна была также вступить в силу поправка, обязывающая иностранных водителей, работающих по найму, получать водительские удостоверения российского образца, однако в последний момент ее введение отсрочили на полгода. Тем не менее, вчера многие транспортные компании не выпустили водителей-мигрантов на работу, из-за чего в Екатеринбурге и многих других городах страны не работало большинство маршрутных такси. По отдельным направлениям маршруток не хватало и сегодня.
По данным представителей транспортных компаний, доля водителей с зарубежными правами составляет примерно 80% от числа всех водителей маршрутных такси в Екатеринбурге. По подсчетам, основанным на реестре маршрутов комитета администрации города по транспорту, в городе работает 914 маршруток. На каждую транспортную единицу приходится не менее двух водителей. Сколько пассажиров перевезли маршрутные такси за прошедший год, точно неизвестно, однако ранее отмечалось, что доля маршруток в общественном транспорте растет.
Представители транспортных компаний говорят, что документы из ГИБДД, в которых говорится о полугодовой отсрочке для иностранных водителей, пришли только утром 5 ноября. Причиной позднего информирования стал тот факт, что о перенесении запрета иностранцам работать без российских прав стало известно только в начале ноября.
«Только сегодня утром из ГИБДД поступила официальная бумага, что будет перенос до 17 мая. 80% водителей не вышли на работу, мы выпустили только тот транспорт, на котором были водители с российскими правами», — сказал ранее УрБК руководитель предприятия-пассажироперевозчика ООО «Авто-Ном» Алексей Ерков, добавив, что сейчас работа стабилизировалась.
В ГИБДД также не поясняют, что стало причиной транспортной проблемы. Кроме того, в ведомстве пока не знают, как будет проходить процесс переобучения и переэкзаменовки водителей.
«Я не знаю, почему они не вышли на работу. По поводу обучения — вопрос к законодателю. Я знаю одно: когда будут приняты нормативные документы, мы будем их исполнять. Перевозчики на самом деле все прекрасно понимают, мы регулярно с ними встречаемся», — сказал сегодня на пресс-конференции заместитель начальника свердловской ГИБДД Алексей Габдорахманов, добавив, что получить российские права мигранты могут с 2000 года, однако не торопятся это делать.
Представители транспортных компаний пока также не знают, как будет проходить процесс получения водительских прав российского образца.
«Регламент пока окончательно не определен, постановления нет. Неизвестно также, если это будет переобучение, за чей счет оно будет проводиться», — сказал директор ООО «Ю-ви-Эй транс» Сергей Лоскутов.
По его словам, в данной ситуации все зависит от наших законодательных органов: если постановление и порядок получения водительских удостоверений будет определен не в мае, а сейчас, то никаких проблем не будет. Как отмечает С. Лоскутов, те из водителей, кто хочет работать, готовы сдавать на водительские права российского образца.
По словам А. Габдорахманова, разработать программы переподготовки и методики экзаменов для иностранных водителей на основе подзаконных актов должны в Министерстве образования и науки РФ. Однако на данный момент существует только сам закон, при этом из-за отсутствия программ и подзаконных актов неясно, как он будет применяться на практике. Когда будут разработаны все соответствующие нормы, также неясно — получить комментарий в Минобрнауки РФ не удалось. Кроме того, замначальника областной ГИБДД признал, что большинство законодательных изменений пока невозможно использовать на практике. Причины этого озвучивать он не стал. «Не могу говорить за наших депутатов», — подчеркнул А. Габдорахманов.
Напомним, что изменения в закон разрабатывались не один год, и неизвестно, почему до сих пор нет никаких данных по процессу получения прав российского образца. Поэтому не исключено, что в мае екатеринбуржцы снова столкнутся с проблемой нехватки маршрутных такси, но на сей раз уже гораздо более серьезной. Отсутствие прав российского образца у иностранных водителей будет приравнено к отсутствию водительских прав вообще, за что им будет положено серьезное наказание. Пока же неразбериха на законодательном уровне привела к тому, что больше всех пострадали граждане, использующие маршрутки как основное средство передвижения.