Незаконная смс-рассылка, рекламирующая деятельность той или иной организации, как оказалось, может осуществляться и без ведома последней, при этом нанося существенный урон репутации. В ИАА «УралБизнесКонсалтинг» пришло письмо от банка «ИТБ» (Инвестрастбанк) за подписью председателя правления Анатолия Гайченя с уточнением опубликованной ранее информации о незаконной смс-рассылке от имени банка. По утверждению представителей кредитной организации, рассылка осуществлялась неким НФП «Церих» без согласования с банком. Между тем юристы говорят о том, что привлечение к ответственности третьих лиц — очень распространенная тактика, позволяющая получить от рассылки желаемую прибыль и одновременно уйти от ответственности.
Напомним, ранее агентство УрБК
опубликовало материал о том, что жители Екатеринбурга начали получать незаконную смс-рассылку с рекламой потребительских кредитов. Корреспонденту, позвонившему по указанному в смс номеру, сообщили, что рекламируемые кредиты предоставляет Банк «ИТБ». Впрочем, на вопрос о том, откуда они узнали номер, на другом конце провода отвечать отказались. Между тем, по словам жителя Екатеринбурга, получившего такое смс, он не является клиентом данного банка, а его номер не может быть ни в одной рекламной базе номеров.
Узнав об интересе корреспондентов УрБК к данной проблеме, представители банка провели собственное расследование. В ходе него выяснилось, что организацией незаконной смс-рассылки занимался НПФ «Церих» без согласования с кредитным учреждением.
Это удалось, как сообщается в обращении, благодаря проверке представленного в рассылке телефонного номера 8 (343) 311-60-44. Как сообщили в банке «ИТБ», по информации, представленной в сети Интернет, данный телефонный номер принадлежит НПФ «Церих» в лице его обособленного подразделения, расположенного по адресу: Екатеринбург, ул. Куйбышева, 55, оф. 308, который, по мнению банка, является партнером ООО «Региональная Сервисная Компания».
«ООО «Региональная Сервисная Компания» (ранее — ООО «Пенсионный администратор «Церих») является партнером банка в соответствии с заключенным 20 июля 2011 года договором на оказание консультационных и информационных услуг №0 1-Ф/11. В нарушение условий договора данная смс-рассылка не была согласована обществом с банком, осуществлена без ведома банка, в связи с чем банком направлена в общество претензия. Вместе с тем ОАО «Банк ИТБ» приносит абонентам, получившим смс-рекламу от третьих лиц без наличия у последних на это законных оснований, свои извинения за доставленные неудобства», — говорится в сообщении банка «ИТБ».
Как удалось выяснить УрБК, сотрудникам обособленного подразделения НПФ «Церих» в Екатеринбурге, чей номер и указан в смс-рассылке, указание о необходимости информировать клиентов о продуктах банка «ИТБ» поступило непосредственно из головного офиса НПФ «Церих» в Москве.
«Из Москвы нам переданы четкие инструкции о том, что нужно говорить о кредитах банка и условиях кредитования в случае поступления звонков от клиентов», — сообщили в ОП «Церих» в Екатеринбурге.
Между тем банк «ИТБ», судя по поступившему в нашу редакцию письму, направил претензию генеральному директору ООО «Региональная Сервисная Компания» Светлане Макогон. В сообщении говорится о том, что незаконная смс-рассылка причинила вред репутации банка «ИТБ».
Таким образом, доверив свое продвижение сторонней организации, банк не только создал себе неожиданные нематериальные риски, но и реализовал их, понеся репутационные издержки. Имидж кредитной организации пострадал.
«Рассылка может негативно сказаться на деятельности банка в регионе и повлечь привлечение банка к ответственности за нарушение ФЗ «О рекламе» и наложение административного штрафа до 500 тыс. руб.», — говорится в претензии банка «ИТБ».
Генеральный директор ООО «Региональная Сервисная Компания» Светлана Макогон в настоящее время комментировать ситуацию не готова, однако сообщила, что человек, отвечавший за рассылку, ранее уволился.
«НПФ «Церих», насколько я знаю, предоставляет массу финансовых услуг, поэтому в рассылаемом смс-сообщении не было указано название банка «ИТБ». Сейчас я консультируюсь с юристами по вопросам, указанным в претензии банка «ИТБ», но однозначно ничего сказать не могу — человек, который занимался этими вопросами, уволился», — сообщила Светлана Макогон.
Юристы считают, что заявление банка «ИТБ» может быть попыткой избежать ответственности за незаконную рассылку. Более того, по словам управляющего партнера ООО Юридическая фирма «Юрлига-Бизнес» Ивана Волкова, привлечение к ответственности третьих лиц — распространенный метод ухода от ответственности.
«Банк не может быть привлечен к ответственности за незаконную смс-рассылку, если не будет доказано, что это банк воспользовался чужими персональными данными. Пока не вступили в силу изменения к закону о связи — оператора также нельзя привлечь. Что касается собственного расследования банка, то это, вполне возможно, может быть хитрым ходом, целью которого является уход от ответственности. Я неоднократно сталкивался с этим в практике. Используется принцип третьего лица — ответственность перекладывается на фирму, которая обслуживает организацию с комментариями, что это рассылку придумали они. А реальный заказчик вроде бы и не в курсе дел. Таким образом, достигается экономический результат. Полученная прибыль может в разы превышать штраф, который придется заплатить третьему лицу», — уверен Иван Волков.
Имеет ли отношение банк «ИТБ» к незаконной смс-рассылке, еще предстоит выяснить. В настоящее время все обвинения в свой адрес представители банка отрицают.
Однако репутационный ущерб кредитная организация, несомненно, несет. Но кто ответственен за эти нематериальные потери — сам банк или нанятая им «консультационная» фирма — остается неясным.
УрБК будет следить за развитием событий.