Статьи
18.10.2013

Ostrovok или букинг?

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comВот уже два дня российское бизнес-сообщество обсуждает статью Сергея Фаге, сооснователя сервиса Ostrovok.ru. Интернет-предприниматель выступил с ярким и эпатирующим заявлением, суть которого — стимулировать российских пользователей услуг, поставляемых через Интернет, пользоваться отечественным, российским продуктом. В принципе, пропаганда в стиле «покупай российское» периодически обрушивается на российских граждан, призывая их учитывать над-конкурентные преимущества — патриотизм и любовь к Родине — при выборе товара. Но впервые призыв был направлен именно и только на потребление услуг, предоставляемых интернет-сервисами, включая поисковики и онлайн-бронирование отелей по всему миру.

Кажется, что в идеологии Сергея Фаге есть здравое и рациональное зерно: каждая копейка, потраченная в российском сегменте Сети, возвращается в виде уплаченных налогов, инвестиций и стимуляции роста этого самого сегмента. В качестве примера Фаге приводит свой сервис «Островок.ру», который, как он считает, конкурирует с известнейшим Booking.com. Посыл прост — каждое бронирование на «Островке» есть счастье для российской интернет- и не только экономики, а каждое бронирование на Букинге — безвозмездная помощь Западу, деньги на ветер и безвозвратные потери. Главный, доминирующий фактор — возвращение денег в казну в виде налогов.

Но есть в этой теории какой-то диссонанс, какая-то идеологическая кривизна, заставляющая настороженно относиться как к пафосу манифеста, так и собственно к его содержанию. Более того, у послания есть «второе дно», которое показывается во всей красе при внимательном прочтении и последующем анализе текста.

Судите сами. Можно предположить, что люди, пользующиеся услугами сервиса бронирования отелей, вполне обеспеченные, самостоятельные и зарабатывающие. Такой чистой воды средний класс, прекрасно разбирающийся в перипетиях экономической жизни России. Он прошел через все налоговые пертурбации, устраиваемые государством, вылез на свет, был жестоко наказан, и сейчас у него отбирают пенсии. Убеждать его в том, что надо платить больше налогов и вообще как-то думать о том, как бы снабдить чиновников лишней копеечкой — бессмысленно. Эти люди понимают, что в условиях непрозрачной, не подконтрольной обществу налоговой системы все лишние деньги будут оприходованы и направлены на мега-распилочные проекты, на них будут куплены новые иномарки, построены мосты и дороги в никуда.

Далее. Продвинутый человек пользуется западным сервисом потому, что хочет получить качественную западную услугу. В нашем случае — репутационный актив работающего Букинга несопоставим со стартапом, пусть и очень похожим. Booking.com — это гарантия, это спокойствие и залог сохранности денег. При одинаковой стоимости нет причин не доверять Букингу и тестировать российский сервис. «Островок.ру» как стартап — риск. В последние годы разорялись и объявляли дефолт туроператоры и авиакомпании-перевозчики, и патриоты получали вместо отдыха неоплаченные гостиницы и трансферы, суды и головную боль. Недоверие к «Островку» — это следствие недоверия ко всей системе. Образно, это как не покупать евро и доллары перед поездкой, а везти с собой российские рубли и менять их там. Надежно, выгодно и удобно, но никто так не делает.

Есть еще и чисто эмоциональные, небольшие штришки, которые сводят на «нет» аргументацию автора.

Если «Островок» такой патриотичный, то почему доменное имя, Оstrovok.ru, зарегистрировано на компанию, находящуюся в Кэмбридже, в иностранной юрисдикции? Ответ, скорее всего, простой: доменное имя есть важнейший нематериальный актив, и делегирование его зарубежной компании — всего лишь способ лишний раз защититься от того, что его «отожмут» местные.

Второе — оплата бронирования на «Островке» идет через банковские карты, а это — зарубежные платежные системы, и каждая транзакция работает в итоге на мировую финансовую закулису. Если «Островок» де-факто наполняет российскими деньгами мировые денежные потоки — зачем нужны разговоры про патриотизм? Ведь букинг — только посредник между кошельком россиянина и западным предпринимателем, и каждое бронирование — вывод денег «туда».

Этого не может не понимать Сергей Фаге. Следовательно, его манифест не о том, о чем все подумали.

Если сократить всю статью до одной простой и понятной мысли, до сухого остатка, то получится элегантно и даже изящно: «С каждого бронирования бюджет получает почти тысячу рублей». Это ответ на известный вопрос президента молодым ученым: «И что нам с этого будет?». С «этого» им будет по штуке за бронирование. Просто и понятно, внятно и доходчиво. И пока интернет-общественность «рубится» за патриотичность поисковиков, «Островок» налаживает коммуникацию с иной, но не менее важной целевой аудиторией: с государством. А по нынешним временам — единственной, кто может оплатить счета.

Оно обещает раздать миллиарды на супер-интернет инициативы, готово финансировать патриотичный государственный поисковик, а тут — на блюдечке с голубой каемочкой патриотичный государственный букинг, да уже и с прописанным гешефтом.

Думается, сложно устоять чиновнику, принимающему решения, от завораживающего размера чисел, получаемых от умножения количества бронирований в западных отелях на 960 руб., это же сумасшедшие деньги. Со среднего класса, с его поездок, да такой густой шерсти клок.

И — картина маслом: «Островок» получает госинвестиции, статус патриотичного российского сервиса бронирования, акционеры — кэш, респект и уважение. Вот только несознательные граждане, похоже, не впечатлены портретом в рамочке «Я и Яндекс на фоне березок».

«Островок» вынес нам мозг, когда мы попытались с ним работать. Они напортачили во всем и очень жестко. Все еще с нас денег трясут за неоказанную услугу. У меня о них резко отрицательное мнение», — пишет один из пользователей сети Facebook в обсуждении статьи. И добавляет: «Только Booking.com».
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
20.06.2013 Абоненты оператора «Мотив» смогут забронировать понравившийся номер

УрБК, Екатеринбург, 20.06.2013. Телекоммуникационная группа «Мотив» запустила новый сервис для своих абонентов — ...

29.01.2013 Екатеринбург вошел в ТОП-10 городов России по количеству онлайн бронирования отелей

УрБК, Москва, 29.01.2013. Екатеринбург вошел в десятку городов, где он-лайн бронирование — наиболее популярный способ ...

30.06.2010 Директор туристической компании «Капитал-Тур» Екатерина Першина: Сделки по раннему бронированию занимают не более 20% от общего числа продаж

УрБК, Екатеринбург, 30.06.2010. «В этом году процедура раннего бронирования более популярна, чем в прошлом. В 2009 году ...

30.06.2010 Директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова: Для раннего бронирования преимущественно популярны страны пляжного отдыха

УрБК, Екатеринбург, 30.06.2010. «В этом году акция раннего бронирования туров была продлена почти до июня. Очень ...

06.11.2009 Посетители официального сайта ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» получили возможность оплаты гостиниц в Москве и Санкт-Петербурге

УрБК, Екатеринбург, 06.11.2009. ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» продолжает расширять спектр услуг, доступных на ...