Дата: 18.10.2013

Ostrovok или букинг?

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comВот уже два дня российское бизнес-сообщество обсуждает статью Сергея Фаге, сооснователя сервиса Ostrovok.ru. Интернет-предприниматель выступил с ярким и эпатирующим заявлением, суть которого — стимулировать российских пользователей услуг, поставляемых через Интернет, пользоваться отечественным, российским продуктом. В принципе, пропаганда в стиле «покупай российское» периодически обрушивается на российских граждан, призывая их учитывать над-конкурентные преимущества — патриотизм и любовь к Родине — при выборе товара. Но впервые призыв был направлен именно и только на потребление услуг, предоставляемых интернет-сервисами, включая поисковики и онлайн-бронирование отелей по всему миру.

Кажется, что в идеологии Сергея Фаге есть здравое и рациональное зерно: каждая копейка, потраченная в российском сегменте Сети, возвращается в виде уплаченных налогов, инвестиций и стимуляции роста этого самого сегмента. В качестве примера Фаге приводит свой сервис «Островок.ру», который, как он считает, конкурирует с известнейшим Booking.com. Посыл прост — каждое бронирование на «Островке» есть счастье для российской интернет- и не только экономики, а каждое бронирование на Букинге — безвозмездная помощь Западу, деньги на ветер и безвозвратные потери. Главный, доминирующий фактор — возвращение денег в казну в виде налогов.

Но есть в этой теории какой-то диссонанс, какая-то идеологическая кривизна, заставляющая настороженно относиться как к пафосу манифеста, так и собственно к его содержанию. Более того, у послания есть «второе дно», которое показывается во всей красе при внимательном прочтении и последующем анализе текста.

Судите сами. Можно предположить, что люди, пользующиеся услугами сервиса бронирования отелей, вполне обеспеченные, самостоятельные и зарабатывающие. Такой чистой воды средний класс, прекрасно разбирающийся в перипетиях экономической жизни России. Он прошел через все налоговые пертурбации, устраиваемые государством, вылез на свет, был жестоко наказан, и сейчас у него отбирают пенсии. Убеждать его в том, что надо платить больше налогов и вообще как-то думать о том, как бы снабдить чиновников лишней копеечкой — бессмысленно. Эти люди понимают, что в условиях непрозрачной, не подконтрольной обществу налоговой системы все лишние деньги будут оприходованы и направлены на мега-распилочные проекты, на них будут куплены новые иномарки, построены мосты и дороги в никуда.

Далее. Продвинутый человек пользуется западным сервисом потому, что хочет получить качественную западную услугу. В нашем случае — репутационный актив работающего Букинга несопоставим со стартапом, пусть и очень похожим. Booking.com — это гарантия, это спокойствие и залог сохранности денег. При одинаковой стоимости нет причин не доверять Букингу и тестировать российский сервис. «Островок.ру» как стартап — риск. В последние годы разорялись и объявляли дефолт туроператоры и авиакомпании-перевозчики, и патриоты получали вместо отдыха неоплаченные гостиницы и трансферы, суды и головную боль. Недоверие к «Островку» — это следствие недоверия ко всей системе. Образно, это как не покупать евро и доллары перед поездкой, а везти с собой российские рубли и менять их там. Надежно, выгодно и удобно, но никто так не делает.

Есть еще и чисто эмоциональные, небольшие штришки, которые сводят на «нет» аргументацию автора.

Если «Островок» такой патриотичный, то почему доменное имя, Оstrovok.ru, зарегистрировано на компанию, находящуюся в Кэмбридже, в иностранной юрисдикции? Ответ, скорее всего, простой: доменное имя есть важнейший нематериальный актив, и делегирование его зарубежной компании — всего лишь способ лишний раз защититься от того, что его «отожмут» местные.

Второе — оплата бронирования на «Островке» идет через банковские карты, а это — зарубежные платежные системы, и каждая транзакция работает в итоге на мировую финансовую закулису. Если «Островок» де-факто наполняет российскими деньгами мировые денежные потоки — зачем нужны разговоры про патриотизм? Ведь букинг — только посредник между кошельком россиянина и западным предпринимателем, и каждое бронирование — вывод денег «туда».

Этого не может не понимать Сергей Фаге. Следовательно, его манифест не о том, о чем все подумали.

Если сократить всю статью до одной простой и понятной мысли, до сухого остатка, то получится элегантно и даже изящно: «С каждого бронирования бюджет получает почти тысячу рублей». Это ответ на известный вопрос президента молодым ученым: «И что нам с этого будет?». С «этого» им будет по штуке за бронирование. Просто и понятно, внятно и доходчиво. И пока интернет-общественность «рубится» за патриотичность поисковиков, «Островок» налаживает коммуникацию с иной, но не менее важной целевой аудиторией: с государством. А по нынешним временам — единственной, кто может оплатить счета.

Оно обещает раздать миллиарды на супер-интернет инициативы, готово финансировать патриотичный государственный поисковик, а тут — на блюдечке с голубой каемочкой патриотичный государственный букинг, да уже и с прописанным гешефтом.

Думается, сложно устоять чиновнику, принимающему решения, от завораживающего размера чисел, получаемых от умножения количества бронирований в западных отелях на 960 руб., это же сумасшедшие деньги. Со среднего класса, с его поездок, да такой густой шерсти клок.

И — картина маслом: «Островок» получает госинвестиции, статус патриотичного российского сервиса бронирования, акционеры — кэш, респект и уважение. Вот только несознательные граждане, похоже, не впечатлены портретом в рамочке «Я и Яндекс на фоне березок».

«Островок» вынес нам мозг, когда мы попытались с ним работать. Они напортачили во всем и очень жестко. Все еще с нас денег трясут за неоказанную услугу. У меня о них резко отрицательное мнение», — пишет один из пользователей сети Facebook в обсуждении статьи. И добавляет: «Только Booking.com».
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать