Осенью в России появится кодекс поведения автопроизводителей и дилеров, призванный повысить прозрачность авторынка и улучшить качество обслуживания автовладельцев в авторизованных сервисных центрах. Сейчас качество обслуживания, цены и сроки ремонта в официальных центрах, считает один из разработчиков свода правил, оставляют желать лучшего. Уральские эксперты пока не ознакомились с нововведением, но отмечают, что возмутительные случаи недобросовестного ремонта порой вынуждают клиентов обращаться в суд. Многое также зависит от того, какой характер будет носить соблюдение кодекса — обязательный или нет.
О том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) работают над кодексом поведения автопроизводителей и дилеров, в пятницу писали на сайте газеты РБК daily. По мнению разработчиков правил, нововведение поможет повысить прозрачность авторынка и улучшить качество обслуживания автовладельцев и посетителей официальных сервисных центров. Участвующий в разработке кодекса представитель ФАС Максим Овчинников отметил, что по новым правилам участники авторынка смогут жить с октября.
Документ предполагает, что производители должны добровольно повысить прозрачность работы с автодилерами, не дискриминировать компании при доступе на рынок и заключать долгосрочные дилерские соглашения. Сейчас во взаимоотношениях автопроизводителей и дилеров есть несколько проблем, которые, по всей видимости, можно будет решить: параллельный импорт, высокие издержки входа на рынок, самовольное регулирование количества представителей в регионах.
«В этой инициативе есть спорные моменты. Она обсуждается со времен кризиса, чтобы открыть доступ игроков на рынок запчастей и обслуживания автомобилей. Но ФАС не учитывает окупаемость бизнеса: чтобы построить дилерский центр, нужна земля, коммуникации и прочее. Сейчас в Петербурге окупаемость автоцентра составляет примерно 10-12 лет. Думаю, что в Екатеринбурге схожая картина. Как при такой окупаемости дилер будет окупать свои инвестиции? Думаю, что это некое лобби: «серые» дилеры так или иначе продвигают эту тему, чтобы обслуживать клиентов. Но они не вкладываются ни в дорогое оборудование, ни в людей. Инициатива классная, но не совсем оправданная», — отмечает глава аналитического агентства «Auto-Dealer» Михаил Чаплыгин.
Основные претензии потребителей к официальным сервисам, по мнению эксперта, заключаются именно в цене. «Понятно, что работа «серых» компаний дешевле, у дилеров «накрутка» на запасные части редко бывает меньше 50%, что опять же связано со сроками окупаемости. Претензии по срокам обслуживания при этом могут быть вполне оправданы. При этом проблемы есть везде, но в львиной доле случаев все претензии к «официалам» связаны с личностными особенностями клиентов», — полагает руководитель агентства.
Представители независимых автосервисов и автовладельцы не раз отмечали, что обслуживание и сроки выполнения работ у официальных представителей оставляют желать лучшего.
«В неофициальном автосервисе ремонт дешевле примерно на 50-70% и, в зависимости от типа работ, быстрее примерно в полтора раза», — сказал заместитель директора «Автосервиса на Чапаева» Валерий Цветошенко.
«Впрочем, по крайней мере на срок гарантии автовладельцы должны чинить машину у официального представителя. Более того, современные авто технически достаточно сложные, и в «гаражном» сервисе не всегда смогут провести диагностику из-за отсутствия сложного оборудования», — отмечает представитель «Комитета по защите прав автомобилистов» Максим Едрышов.
«У нас многие думают, что машину можно обслуживать только у одного дилера, но законодательно это никак не закреплено, и ремонт можно проводить в любом официальном центре на территории всей страны. Что касается цен, то они диктуются заводом-производителем и указаны в стоимости нормо-часа. При этом дилеры сами могут регулировать стоимость нормо-часа в зависимости от региона. Обслуживание в автосервисе «Пежо» на территории Челябинской области стоит дешевле, чем в Свердловской области. Сроки же ремонта зачастую зависят от наличия запчастей и развитости логистической сети дилера», — рассказал эксперт.
М. Едрышов добавил также, что на Среднем Урале несколько официальных сервисов есть практически у всех производителей, поэтому автолюбители могут выбрать наиболее устраивающий их центр.
Председатель Комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев отметил, что к ним достаточно редко обращаются с просьбой помочь в ситуациях с авторемонтом, но рассказал, как одна из компаний пять раз не могла починить автомобиль инвалида.
«В прошлом году была совершенно безобразная ситуация: пришлось в суде защищать инвалида. На его машине пять раз ремонтировали автоматическую коробку передач, и всегда безуспешно. Позднее по решению суда эксперт выяснил, что в механизме вышел из строя какой-то элемент, и что шести нормо-часов вполне бы хватило, чтобы его заменить, а человек, который перемещается только на коляске и на автомобиле со специально оборудованной системой, пять раз «вставал» на дороге. Ему делают вид, что что-то починили, но в результате последнего такого ремонта у него двигатель выпал на дорогу. В итоге суд принял решение обязать официального представителя автозавода заменить машину на новую, а тем, кто не мог починить машину, предложил возместить моральный ущерб», — рассказал глава комитета, пояснив, что точно не помнит названия компании.
Представитель АЕБ в понедельник оказалась недоступна для комментариев. В нескольких официальных сервисных автоцентрах Екатеринбурга отметили, что пока не знают о разрабатываемом кодексе и не смогли прокомментировать инициативу.
Между тем, именно из-за отсутствия данных о новых правилах поведения неясно, как оно точно повлияет на ситуацию в сфере автобизнеса. О том, что детальные оценки давать преждевременно, говорят и представители крупнейших автокомпаний в России. Основной вопрос заключается в том, будет ли носить кодекс обязательный характер, и какие меры ответственности будут применяться к компаниям за его несоблюдение, заключил Михаил Чаплыгин.
Андрей Пермяков