Администрация Екатеринбурга с июня месяца начала планомерную работу по демонтажу незаконных рекламных конструкций, которые размещены на улицах города. Речь идет в основном о перетяжках, владельцы которых не имеют больше права на их размещение согласно федеральному законодательству. Рекламные фирмы действия сотрудников администрации восприняли в штыки, хотя и не отрицают, что документов, подтверждающих право на размещение, нет. Видимо, поэтому они не спешат обращаться в правоохранительные органы, предпочитая просто физически блокировать действия городских властей.
Рейды муниципального бюджетного учреждения (МБУ) «Городская реклама» срываются в этом месяце уже во второй раз. В планах демонтажа незаконных рекламных растяжек только на улицах Малышева и 8 Марта числится 13 таких объектов. В целом же по городу, по данным администрации Екатеринбурга, находится 486 перетяжек, которые эксплуатируются незаконно.
По словам директора МБУ «Городская реклама» Алексея Скоморохова, 31 мая 2013 года закончились сроки договоров и разрешений практически на все перетяжки в Екатеринбурге. И теперь, согласно поправкам в федеральный закон «О рекламе», принятых в конце апреля 2013 года, администрация Екатеринбурга в одностороннем порядке может демонтировать эти конструкции.
Тем не менее исполнение закона постоянно наталкивается на прямое противодействие со стороны владельцев конструкций. Фактически они блокируют действия сотрудников МБУ, не предоставляя им доступ к объектам.
Как сообщили в пресс-службе администрации Екатеринбурга, в итоге попытка городских властей навести порядок в хаотичном размещении незаконных перетяжек в рамках концепции развития этого вида рынка в городе была прервана действиями отдельных недобросовестных предпринимателей.
В свою очередь, владельцы заявляют, что рекламные конструкции не являются незаконными. Как сообщила на пресс-конференции генеральный директор ЗАО «Рекламное агентство «Любимый город» Светлана Романовская, с ее компанией администрация города не пролонгировала договор, и его срок истек 31 мая. «С тех пор у нас уничтожено 58 перетяжек, из которых 36 официально признано МБУ «Городская реклама». В результате нам был причинен ущерб в 1,5 млн руб.», — считает Светлана Романовская.
Директор юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков, представляющий интересы ЗАО «Рекламное агентство «Любимый город», считает, что администрация Екатеринбурга не соблюдает порядок демонтажа, так как не уведомляет об этом собственников недвижимого имущества, к которому эта растяжка прикреплена.
Сама Светлана Романовская преподносит ситуацию буквально как геноцид данного сегмента рекламного рынка. «Мы же будем плодить безработицу в городе. У нас порядка шести-восьми фирм занимается перетяжками, и в каждой в среднем работают по 35 человек. Мы не сможем за короткий срок перепрофилировать производство и переучить персонал. Тем более у нас взяты кредиты на оборудование. Дайте нам время перейти на новые рекламные носители», — заявляет она.
В администрации Екатеринбурга все обвинения со стороны рекламщиков отвергают, объясняя все федеральными требованиями. «Постановление администрации Екатеринбурга законно, так как прошло юридическую проверку, и есть соответствующее решение Арбитражного суда Свердловской области, а рекламные фирмы о демонтаже были предупреждены заранее», — пояснил пресс-секретарь городской администрации Денис Сухоруков.
Однако стоит отметить, что участники рынка еще в прошлом году начали задумываться о перспективности этого сегмента рекламного бизнеса с учетом обсуждаемых поправок в закон «О рекламе». Ведь официальная причина запрета перетяжек — наносимый ими ущерб архитектурному облику города и несоответствие нормативным требованиям безопасности дорожного движения: водители отвлекаются на броские рекламные носители, что чревато дорожно-транспортными происшествиями.
При этом стоит отметить, что, по мнению экспертов, несмотря на эффективность перетяжек, в Екатеринбурге большинство наружной рекламы в городе имеет невысокое качество исполнения. «Она не вызывает восторга у жителей города и туристов, поэтому ввести определенные стандарты и требования к рекламным носителям, чтобы они не портили городской антураж, просто необходимо», — заявлял ранее директор рекламного агентства «Red Рepper» Данил Голованов.
Тем не менее, несмотря на свое невысокое качество, годовой объем рынка размещения рекламы на перетяжках оценивается в 200-250 млн руб. Участники рынка прогнозируют, что в долгосрочной перспективе этот рекламный формат в Екатеринбурге исчезнет.
«Он не предусмотрен в концепции развития сферы наружной рекламы в Екатеринбурге и рано или поздно будет ликвидирован. Бюджеты рекламодателей будут перенаправлены на продвижение на других носителях как в наружной рекламе, так и в иных каналах коммуникации. Как будут развиваться события в краткосрочной перспективе, будет зависеть от приоритетности этого вопроса для администрации и продуманности их действий в этом направлении», — прогнозирует директор медиабаингового подразделения рекламной группы Deltaplan Сергей Малков.
Напрашивается вывод, что развязанная «рекламная война» между администрацией Екатеринбурга и отдельными фирмами выгодна только последним и является не чем иным, как оттягиванием момента, когда доводов для того, чтобы не убирать незаконные конструкции, уже не будет. Видимо, это объясняет тот факт, что с начала июня 2013 года ЗАО «Рекламное агентство «Любимый город» так и не подало ни одного заявления в полицию и Арбитражный суд Свердловской области.
В администрации Екатеринбурга отмечают, что в ближайшее время эта работа по демонтажу незаконной рекламы будет продолжена, и все перетяжки в городе будут убраны и помещены на склад.
Дмитрий Васильев