Ответственность за пропажу денег с чипованных карт может перейти на их владельцев
УрБК, Москва, 03.07.2013. Национальный платежный совет (НПС) подготовил поправки в закон «О национальной платежной системе», которые устанавливают дифференцированный подход к возмещению сумм свыше 3 тыс. руб. в случае спорного списания средств с карт клиентов, сообщил портал «Банки.ру».
Доказывать несанкционированное списание средств придется банкам, если операция проводилась по карте с магнитной полосой, и гражданам — в случае использования чипованных карт или двухфакторной аутентификации плательщика. На расследование должно отводиться 45-60 дней. Об этом рассказал «Известиям» президент НПС Андрей Емелин. В ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму.
По словам А. Емелина, карты с чипом — наиболее защищенные, а дополнительная идентификация требует введения дополнительных паролей для совершения операции, то есть банк в этих случаях предоставляет максимальную техническую защиту от мошенников. Поэтому в спорных ситуациях ответственность будет в большей степени лежать на клиенте, отметил президент НПС. Он также отметил, что если законопроект не будет поддержан, кредитные организации будут вынуждены хеджировать риски всеми возможными способами, это приведет к удорожанию банковских услуг.
Ввести максимальную планку (3 тыс. руб.) для сумм по спорным операциям, подлежащим полному возмещению в течение одного дня, НПС предложил еще в прошлом году. Как пояснил Емелин корреспонденту портала «Банки.ру», выбор суммы обусловлен тем, что средняя величина транзакции по картам составляет около 1 тыс. 100 руб.: «Мы решили поставить 3 тыс. рублей, это примерно 100 долларов, сумма вполне приемлемая, покрывающая львиную долю бытовых платежей».
По его словам, в законе «О национальной платежной системе», принятом Госдумой 14 июня 2011 года, нет механизма, который регламентировал бы поведение банков и их клиентов в случае сомнительных операций по картам. «В 9-й статье, вступающей в силу с 1 января 2014 года, зафиксировано, что банк сам выясняет, были ли нарушены правила использования электронного средства платежа, после чего осуществляет выплату», — говорит президент НПС. «Мы предлагаем дифференцировать порядок рассмотрения споров в зависимости от того, какая карта была использована — более защищенная или менее (только с магнитной полосой), а также в зависимости от суммы транзакции». Законопроект направлен, в частности, на стимулирование кредитных организаций к использованию чиповых карт, отметил А. Емелин.
Сейчас клиент обязан проинформировать банк о несанкционированном списании средств не позднее чем через день после того, как ему стало известно о совершенной транзакции, отмечают «Известия». С момента получения уведомления банк несет ответственность за любое списание средств, а также обязан возместить клиенту сумму незаконной операции, совершенной без его согласия, при условии, что правила использования карт не нарушались. Сейчас банки сами решают, когда средства будут возвращены: выяснение, не было ли списание мошенничеством, может затянуться на месяц и более.