Несколько лет назад федеральные банки сумели приучить своих клиентов — держателей банковских карт — к системам удаленного управления счетами — Интернет-банкам. Вскоре тренд перехватили и региональные банки. Сегодня, с широким распространением электронных гаджетов, интернет-банкинг меняет формат, все больше кредитных учреждений предоставляет услуги мобильного банкинга, в том числе и уральские банки. Не так давно «Мобильный Телебанк» представил и ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА». О новом продукте рассказала руководитель Отдела развития карточных проектов банка Мария Киенко.— Мария Андреевна, можно ли считать мобильный банкинг отдельным направлением бизнеса или его следует расценивать как «еще один продукт в линейке» интернет-банкинга?— В настоящий момент это один из продуктов линейки интернет-банкинга. Мобильный банк это продолжение интернет-банка, его следующий этап развития. Если говорить о банке «Кольцо Урала», то технически мобильный банк создавался как альтернативный канал интернет-банка «Телебанк-Экспресс». Обе услуги предоставляются одновременно при заключении договора в любом офисе банка. После клиент самостоятельно решает, как ему удобнее пользоваться сервисом: через мобильный интерфейс или личный кабинет на сайте банка. Клиент также может сочетать и оба варианта.
В итоге интернет-банкинг и мобильный банкинг — все это один большой канал дистанционного обслуживания через интернет. В дальнейшем возникают различные интерфейсы в зависимости от контекста использования и функциональной специфики.
— Не так давно банк «Кольцо Урала» вывел на рынок свой вариант МБ. Чем вызвано появление данного продукта? Пожелание клиентов или рыночная составляющая?— В первую очередь было решено следовать рыночной тенденции. Мы регулярно проводим мониторинг рынка карточных продуктов и наблюдаем общую тенденцию увеличения доли дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Кроме того, учитывая динамику прироста операций в наших системах ДБО, мы сделали вывод, что людям этот способ управления финансами становится все более интересен, а значит, разумно предоставить клиентам несколько каналов доступа к ДБО. Так, за неполный первый квартал 2013 года количество платежей в интернет-банке составило 95% всех платежей за 2011 г.
— На какую аудиторию рассчитан «Мобильный Телебанк»?— Предложение клиентам дополнительного мобильного канала доступа ДБО — мобильный банк — позволит охватить новую аудиторию наиболее динамичных и платежеспособных клиентов, которые не могут позволить себе посещать отделения банка ради простых операций и не находятся постоянно у рабочего компьютера в офисе. В основном это клиенты деловой среды и молодое поколение, потому что они наиболее мобильны и на «ты» с современными гаджетами и мобильным интернетом.
—Какой основной функционал МБ? В чем отличие от «классических» вариантов «Телебанка»?— В процессе работы над продуктом было решено не сокращать возможности и предложить клиенту достойный сервис. Мобильный банк сохраняет практически всю функциональность интернет-банка «Телебанк-Экспресс».
Единственное отличие мобильного приложения заключается в том, что клиент не может совершить межбанковский платеж. Это и не очень удобно — набирать на маленьком экране телефона реквизиты платежа. Однако клиент может заполнить шаблон платежного поручения в личном кабинете с использованием системы «Телебанк-Экспресс», а через «Мобильный банк» проводить оплату. В остальном клиентам доступны внутрибанковские переводы, моментальные переводы с карты на карту, платежи в пользу более 300 поставщиков услуг, выпуск виртуальной карты для безопасной работы в сети интернет. Также клиент может заблокировать карту или изменить лимит на совершение определённого вида операции, чтобы обезопасить свои расчеты.
— Какой отдел занимается разработкой интернет-банка в «Кольцо Урала»?— Концепцией интернет-банкинга: функционал, процедура предоставления услуги клиентам и так далее, занимается отдел развития карточных проектов банка. Техническая настройка и внедрение ведется специалистами собственного Процессингового центра банка. Мобильный банк «Кольцо Урала» реализован на базе программных продуктов партнера банка — ООО «Компас Плюс».
— Как обеспечивается безопасность данных пользователя? Используются ли новые технологии защиты данных?— Что касается безопасности клиентов интернет-банкинга «Кольцо Урала», то она обеспечивается двухуровневой аутентификацией и шифрованием данных. Первый уровень проверки подлинности введенных данных клиентом — это логин и пароль. Здесь мы предлагаем клиентам несколько вариантов: использование 16-значного идентификатора, который выдается в конверте при подключении услуги, и текстовый или числовой псевдоним, который пользователь интернет-сервиса может сам себе выбрать и менять по своему желанию в системе.
Второй уровень аутентификации — одноразовые пароли, которые действуют 5 минут и используются только для одной операции. На каждую финансовую операцию клиенту приходят одноразовые пароли по смс.
— Считаете ли вы, что большинство случаев мошенничеств с банковскими картами происходят по собственной вине пользователей, которые не соблюдают правила личной безопасности? — Чаще всего клиенты становятся жертвами мошеннических действий в поездках за границу, особенно, при посещении стран повышенного риска мошеннического использования банковских карт. Например: страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Тайланд, Филлипины, Малайзия), Южной и Центральной Америки (Куба, Мексика, Аргентина, Венесуэла), Восточной Европы (Албания).
Банк «Кольцо Урала» регулярно напоминает клиентам в новостях на сайте банка, смс-рассылках, информационных буклетах и памятках о необходимости соблюдать простые правила безопасного использования банковской карты. К сожалению, не всегда клиенты являются предельно бдительными в обращении со своей картой.
— Какие новые опции и возможности ожидают в ближайшее время пользователей МБ «Кольцо Урала»?— В наших планах расширение линейки мобильных приложений. Сейчас мы предлагаем «Мобильный Телебанк» для телефонов на базе Andriod и Java. В 3 квартале этого года запланировано внедрение мобильного приложения для телефонов на базе операционной системы iOS. Кроме того, функционал мобильного банкинга будет дополнен сервисом геолокации банкоматов и отделений банка.
— Можно ли спрогнозировать, МБ по числу пользователей перевесит «классику» или они останутся на одном уровне? — Поскольку мобильный банкинг мы запустили только во 2 квартале этого года, то соотношение с аудиторией пользователей «классического» интернет-банка пока минимально — не более 2%. Сейчас клиенты предпочитают пользоваться более «знакомым» продуктом — интернет-банком «Телебанк-Экспресс».
Количество пользователей мобильного банка, безусловно, будет расти, но говорить, что большинство клиентов банка быстро воспримет мобильный банкинг, перейдет на его активное использование и количество подключений превысит подключения к интернет-банку в настоящий момент нельзя. Ведь даже такие классические услуги, как оплата покупки картой в торговых точках до сих пор не превысили получение наличных. Согласно статистике львиная доля операций по картам «Кольцо Урала» (до 90%) составляет снятие наличных в банкоматах. В прошлом году только 8% пришлись на безналичные операции оплаты товаров и услуг.
— Сейчас многие банки активно развивают ДБО, считаете ли вы это направление прибыльным?— Для банка «Кольцо Урала» наличие интернет-банкинга и мобильного банка — это в первую очередь показатель высокого уровня сервиса и технологичности предоставляемых продуктов. Говоря о финансовой составляющей, в банке «Кольцо Урала» большинство сервисов ДБО предоставляется и обслуживается без комиссии: «Телебанк-Экспресс», «Мобильный Телебанк». Кроме того, комиссии за проведение операций в интернет-банке ниже, чем за обслуживание в офисе. Например, стоимость перевода денежных средств в другой банк в ДБО составит всего 20 руб. И это естественная политика, если цель — приучить клиента пользоваться дистанционным сервисом. В противном случае, клиентам проще по-старинке прийти в офис.