В Свердловской области осложнилась ситуация с показателями рентабельности машиностроительных предприятий — убытки насчитывают миллиарды рублей. Среди отстающих оказались крупнейшие объекты отрасли — «Уралмашзавод», «Уралхиммаш» и «Пневмостроймашина». Аналитики связывают столь низкие показатели хозяйственной деятельности с низкой конкурентоспособностью предприятий, давлением со стороны монополий и отрицательными макроэкономическими показателями.
В 2011 году совокупная прибыль предприятий машиностроительной отрасли региона составила 230 млн руб., а в 2012 году предприятия сработали с совокупным убытком в размере 4 млрд руб.
«Основными «вкладчиками» в столь огромный суммарный убыток оказались крупнейшие предприятия Екатеринбурга, в частности, «Уралхиммаш» — 2 млрд 473 млн руб., «Уралмашзавод» — 1,57 млрд руб., «Пневмостроймашина» — 809 млн руб. При этом число убыточных прдприятий по итогам года сократилось практически вдвое», — отметил председатель Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Алексей Молотков.
Говоря о проблемах отрасли, Алексей Молотков указывает на требования нефтегазодобывающих компаний, энергетиков, ОАО «РЖД» снизить цены на изготовленную и уже отгруженную им продукцию, а также попытки энергетиков препятствовать созданию на предприятиях альтернативных источников генерации энергии.
По оценке финансового аналитика Константина Селянина, одна из причин низкой рентабельности машиностроительной отрасли — низкая конкурентоспособность продукции.
«В последние годы гражданское машиностроение в России не выдерживает конкуренции как внутри страны, так и за рубежом. Ведущие мировые производители поставляют свою продукцию в Россию. За счет технологии производства, системы управления на предприятиях, маркетинговой политики она оказывается более востребованной», — считает Константин Селянин.
Среди макроэкономических причин аналитик называет слабые темпы роста мировой экономики, что привело к тому, что количество закупаемой продукции сократилось. Кроме того, российская экономика в I квартале 2013 года показала нулевой рост при обещанных президентом страны 5 — 6%. Среди возможных причин эксперт также называет завершение долгосрочных контрактов предприятий.
Сами игроки на рынке машиностроения признают, что многие контракты срываются в последний момент из-за прекращения финансирования заказчиков.
«Есть много проектов по закупкам, которые компании анонсируют. Мы к ним готовимся, а потом выясняется, что организации прекращают финансирование. Спрос снижается, потому что прогнозы экономического развития безрадостны. По этой причине закрываются многие спорные закупки, которые можно было бы внедрять, веря в светлое будущее», — сказала начальник отдела маркетинга ОАО «Уральский компрессорный завод» Марина Исаева.
Кроме того, многие компании в настоящее время откладывают закупку оборудования на 1 — 2 года. Это связано с тем, что для многих оборудование завода не является ключевым, отметила начальник отдела маркетинга. Еще одной серьезной предпосылкой для отрицательной рентабельности является наличие избыточной инфраструктуры, приносящей убытки.
Стоит отметить, что в целом 2012 год для свердловских машиностроителей оказался достаточно успешным. Подавляющее большинство предприятий достигло и даже превысило докризисные показатели. Суммарный объем отгруженной продукции предприятиями — членами Союза машиностроительных предприятий в 2012 году — превысил 57 млрд руб. При этом темпы роста оказались в два раза ниже, чем в 2011 году, составив 13,6%.