Черная полоса: ВТО принесло аграриям лишь убытки
За месяц до начала очередной посевной компании из федерального бюджета на поддержку сельхозпредприятий Свердловской области не поступило ни копейки. Более того, после изменения системы субсидирования в соответствии со стандартами ВТО, аграрии лишились льготного топлива и удобрений. Однако по мнению экспертов, не стоит считать, что все беды пришли к нам из-за океана. ВТО стало лишь катализатором существовавших ранее проблем в сфере АПК. Ища виноватых, стоит обратиться к естественным монополиям, по своему усмотрению устанавливающих цены на сырье, а также делать ставку на повышение эффективности производства.
Напомним, одним из условий вступления России в ВТО было изменение системы субсидирования сельского хозяйства. Правительство страны отменило льготное топливо для предприятий АПК, взамен предложив субсидии через гектар, так называемые «погектарные выплаты», по аналогии со странами Еврозоны. Однако, приняв международные условия, суммы власти оставили российские.
Напомним, что начиная с 2003 года нефтяные компании ежегодно поставляли сельхозпроизводителям горюче-смазочные материалы со скидкой 20-30% от оптовой цены, рассчитывая объемы из площади обрабатываемой земли и производимых работ. Отныне данная льгота упразднена.
По словам генерального директора ЗАО СПК «Белореченский» Виталия Дунина, в странах Европы субсидии на один гектар составляют порядка 100 евро, в России же решили ограничиться 500 рублями. Эти цифры уже заложены в проект финансирования, разработанный правительством РФ.
«Мы сеем порядка 8 тыс га, на каждый гектар поступит субсидия в размере 500 руб. Эти цифры не покрывают расходы и неравносильны объемам льготного топлива, которое предоставлялось аграриям ранее. Как результат стоит ждать существенного роста цен на сельхозпродукцию, поскольку нам необходимо чем-то покрывать расходы. Более того, часть предприятий не сможет покупать топливо по рыночным ценам. Стоит ожидать волны банкротств. Для примера, в прошлом году в марте месяце вопрос по льготному топливу уже был решен, и в апреле оно уже поступило, и все смогли выехать в поля. Что будет в этом году — неизвестно», — рассказал УрБК генеральный директор ЗАО СПК «Белореченский» Виталий Дунин.
По словам эксперта, причиной изменения госфинансирования стало вступление России в ВТО. Одним из условий является отказ от прямой поддержки производителя: субсидирования закупки горюче-смазочных материалов, удобрений и так далее.
«Не забывайте, что в большинстве стран ВТО совсем иной климат, где-то уже пашут и сеют, даже на юге России уже началась посевная. А у нас на Урале еще пурга метет. А это дополнительные расходы на тепло, электроэнергию и ГСМ. Никто из нас не знает, чего ждать от правительства. При вступлении в ВТО было много обещаний, что поддержка сельского хозяйства сохранится и даже увеличится. Но пока мы этого не почувствовали», — добавляет Виталий Дунин.
Помимо снижения объемов финансирования, участников рынка также волнует и изменение графика денежных поступлений. Так, на предприятии «Богдановичагрохимсервис» УрБК рассказали, что в этом году основной объем дотаций поступит уже после посевной. В данном случае логика государства остается неясной.
«Раньше льготы на покупку солярки поступали заранее. В этом году нам объявили, что лишь 30% дотаций поступят до посевной, 30% — после посевной, а остальные 40% — уже после уборочной. Сельхозпроизводителям придется закупать основной объем ГСМ самим. У многих на это нет денег», — рассказали в ОАО «Богдановичагрохимсервис».
По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, вступление в ВТО не является причиной всех бед российских аграриев. По его словам ВТО — лишь лакмусовая бумажка, которая выявила проблемы, существовавшие в сельском хозяйстве страны.
«Программы льготного топлива и соглашения по удобрениям были рождены в виду того, что экономика сельхозпроизводства государственной политикой была загнана в тиски, которые постоянно сжимаются. Эти программы были единственной соломинкой, которая спасала отрасль от разорения. Теперь данной формы поддержки аграрии лишились, а компенсаторные механизмы не созданы. И совсем не обязательно это должна быть господдержка. Существуют и иные механизмы управления рисками», — рассказал Аркадий Злочевский.
По мнению эксперта, предприятиям необходимо дать возможность окупать издержки. Еще одним механизмом вывода аграрной отрасли из кризиса может стать снижение издержек, в которые входят услуги естественных монополий.
«В регионах поставки топлива жестко монополизированы. Ценой нефтепродуктов поставщик может играть как ему угодно. Посевная компания порождает массовый спрос на ГСМ, который автоматом влияет на цену материалов — она растет. Однако данную ситуацию можно регулировать с помощью антимонопольного законодательства. Ценообразованием в этой сфере должна заниматься ФАС, вместо того, чтобы устанавливать льготы. Бизнес не сможет долго существовать, делая ставку на льготы. Государство должно создать человеческие условия для бизнеса, для того, чтобы без всяких льгот он мог быть прибыльным», — добавляет Аркадий Злочевский.
По общему мнению экспертов, государственная программа поддержки сельского хозяйства отвечает не задачам развития отрасли, а лишь обеспечивает «поддержание штанов» в то время, пока государство сидит на импортной «игле»: по оценке аналитиков, импорт в России в 4 раза превышает экспорт по стоимости продукции. В связи с этим главная задача, которую стоит решить правительству — повышение показателей эффективности производства в сельском хозяйстве.