В магазинах Екатеринбурга после 17-летнего перерыва вновь появилась техника GoldStar. Но речь не идет о возвращении давно известной торговой марки. Более того, «возвращение» легендарного бренда может обернуться грандиозным скандалом. Под некогда популярным названием на рынок, похоже, выходит дешевая бытовая техника китайского производства. Кто несет юридическую ответственность за появление на ней бренда Gold Star, официально «закрытого» в 1996 году, пока неизвестно.
Технику под брендом GoldStar в Екатеринбурге предлагают магазины корпорации «Центр» и интернет-магазин «Е96.ру». На сайтах обеих компаний представлено более трех десятков моделей этого производителя — телевизоров, DVD-плееров, микроволновок, вентиляторов и иных бытовых приборов. Все они относятся к нижнему ценовому сегменту и отличаются весьма непритязательным дизайном.
Фрагмент скриншота сайта магазина корпорации «Центр» Однако юридическая возможность существования подобной техники не бесспорна. Дело в том, что бренд GoldStar принадлежит транснациональной корпорации корейского происхождения (чеболю) LG. В 1995 году чеболь принял решение полностью отказаться от данной торговой марки в связи с глобальным ребрендингом, предпринятым всей корпорацией. Таким образом, в течение 17 лет никакая новая техника под брендом GoldStar не выпускалась.
Эту информацию УрБК подтвердили в российском представительстве корпорации.
«Компания GoldStar уже не существует, продукция под таким брендом не выпускается. Вся наша техника сейчас называется LG. Техника с названием GoldStar не производится уже много лет. Компания LG не передавала никаким другим организациям право использовать товарный знак «GoldStar» при выпуске техники», — отметили в московском представительстве корпорации LG.
В то же время представители торговых компаний, торгующих техникой с сомнительным брендом, выдвинули собственные версии ее появления.
Так, в интернет-магазине «Е96.ру» корреспондента УрБК попытались ввести в заблуждение, сообщив, что продаваемый у них под брендом GoldStar товар — это тот же самый LG.
«Предлагаемые в нашем магазине товары GoldStar — это та же самая техника, что и LG», — утверждают сотрудники интернет-магазина на «Е96.ру».
В корпорации «Центр» высказали иную версию происхождения товара.
«У данной техники российский производитель, потому что компания LG, очевидно, продала ему лицензию на использование данного товарного знака», — рассказали в информационной службе компании.
Фрагмент скриншота сайта интернет-магазина «Е96.ру»Свет на происхождение таинственных товаров мог бы пролить официальный сайт их производителя, тем более что у марки GoldStar официальное представительство в Интернете обнаружилось. Однако этот сайт порождает больше вопросов, чем ответов. Так, никаких представительств этой торговой марки в других странах обнаружить не удалось. Более того, на самом сайте отсутствуют какие-либо контакты представительства торговой марки, не указано месторасположение владеющей ею компании, ее головного офиса и производственных мощностей. В истории компании не указан год ее основания и не приведено никаких реальных данных о ее работе. Более того, даже само название бренда на официальном сайте пишется в различных вариантах: то раздельно «Gold Star», то слитно GoldStar, что сложно ожидать от компании с развитой корпоративной культурой. Нет даже указания на страну-производителя техники с запоминающимся названием. Отметим, что в качестве производителя товара на официальном сайте указан Китай.
Все это позволяет экспертам рынка предположить, что продающийся в Екатеринбурге GoldStar не имеет никакого отношения к торговой марке, принадлежащей корейскому чеболю.
Не исключено, что перед нами китайская техника «no name», к которой российский дистрибьютор прикрепил яркий и запоминающийся фирменный ярлык с чужим названием. Причем екатеринбургские продавцы этой продукции не могут не догадываться обо всех сложностях и перипетиях ее происхождения. Сложно себе представить, что корпорация «Центр» и интернет-магазин «Е96.ру» были введены в заблуждение неким производителем, поставившим им товар «не под тем» брендом.
По мнению экспертов, такая попытка «подделки» не лишена смысла. GoldStar — это бренд, хорошо известный людям старшего поколения. Большинство потребителей не помнит или не знает о том, что полтора десятилетия назад произошел ребрендинг и он превратился в LG. Не исключено, что кто-то может вспомнить о вполне качественной и недорогой электронике 20-летней давности и вновь купить себе GoldStar, не догадываясь, что это уже совсем другой продукт.
Фрагмент скриншота сайта интернет-магазина «Е96.ру»Кто касается юридической стороны вопроса и прав на использование бренда GoldStar, юридически принадлежащего LG, то производство под ним бытовой техники можно рассматривать как «пиратство» и контрафакт.
«По поводу правомерности использования торгового знака GoldStar можно сказать, что если компания LG отказалась от использования его достаточно давно и не продлевала лицензию на использование данного бренда, то это обозначение могло быть зарегистрировано в качестве товарного знака какой-либо другой компанией как в России, так и за рубежом. Однако возникают сомнения в том, что обозначение GoldStar могло быть зарегистрировано согласно российскому антимонопольному законодательству для выпуска электроники и каких-либо бытовых устройств, так как в сознании потребителя по старой памяти это может ассоциироваться с продукцией производителя, который в настоящее время выпускает товары под брендом LG. Соответственно, потребитель может быть введен в заблуждение относительно производителя этих товаров. Можно привести пример подобного использования товарных знаков, сохранившихся в памяти потребителей: связан с использованием товарного знака OKAI. Некая гонконгская фирма сделала попытку регистрации этого бренда, в результате чего высшим Арбитражным судом данная регистрация была признана актом недобросовестной конкуренции», — отметил директор юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков
В корпорации LG УрБК сообщили, что исследуют факт появления продукции под маркой GoldStar, в том числе и с юридической точки зрения. В случае незаконного использования товарного знака компания намерена отстаивать свои права на него в судебном порядке.
УрБК будет следить за развитием событий.