Поставщики пива и киоски Екатеринбурга несут первые убытки, полиция штурмует павильоны, изъято более 5 тыс. литров алкоголя и выписано около сотни штрафов — таковы первые результаты вступивших в силу с 1 января 2013 года изменений в алкогольное законодательство РФ. По мнению экспертов, с появлением новых правил торговли пивом в выигрыше несомненно останутся те поставщики, которые сотрудничают с торговыми сетями, в свою очередь, будут вынуждены свернуть работу многие ИП, имеющие крошечный бизнес — торговые павильоны и киоски.
Напомним, что с начала 2013 года вступили в силу изменения ФЗ № 171, согласно которым вводится запрет на розничную продажу пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции в нестационарных торговых объектах, без применения контрольно-кассовой техники, а также в ночное время.
По мнению экспертов, в результате изменения законодательства меньше россияне пить не станут точно, единственным результатом, который виден на сегодняшний день, является потеря людьми своего бизнеса и рабочих мест. Как стало известно УрБК, некоторые собственники киосков не стали ждать запрета на продажу пива и свернули свою деятельность еще в декабре.
По оценке участников рынка, порядка 70—80% выручки павильонов на сегодняшний день составляет именно пиво и сопутствующие товары. Так, представители компании «Три А», занимающейся поставкой пива в павильоны, уже ощутили первые финансовые потери, но сдаваться не собираются.
«Наши клиенты — киоски, расположенные во всех районах Екатеринбурга — просто ревут. Продажа пива составляла больше половины их выручки. Наша компания пока не терпит убытков, но мы недополучаем значительную часть прибыли. Однако переходить на другой вид продукции тоже не собираемся, пока покупают пиво — будем его продавать», — рассказали УрБК в ООО «Три А».
В свою очередь, есть и те, кто остается в выигрыше. В основном это поставщики, работающие с сетевым ритейлом.
«Мы не заметили снижения продаж, возможно потому, что наша компания работает с сетевым ритейлом. Наш продукт не в том ценовом сегменте, который продавался в ларьках. Наоборот, мы наблюдаем увеличение продаж ввиду того, что потребитель перешел из ларьков в сетевой сегмент и мелкие магазины», — рассказал УрБК представитель Пивного дома «Гампль» Сергей Юдин.
При этом часть ИП уже давно оценив планы правительства по ограничению продажи алкоголя и по борьбе с ларьками как таковыми, перестроила свой бизнес и переехала в стационарные магазины шаговой доступности. По оценкам участников рынка, смогут избежать потерь и производители.
«Все федеральные и мировые компании перестроят свой бизнес и будут вкладывать деньги в сетевой ритейл. Такие каналы сбыта как павильоны не требовали значительных маркетинговых вливаний, поэтому расстаться с ними производителям будет легко», — добавляет Сергей Юдин.
Представители оптовых поставщиков пива ООО «Пинта-Екатеринбург» и ООО «Парнас» также не заметили каких-либо изменений в объемах продаж, а нововведения властей оценивают как борьбу с киосками как таковыми.
«Последние изменения в законодательстве, по моему мнению — это целенаправленные действия власти, направленные на развитие сетей и упразднение киосков, борьба с которыми началась уже давно. Наша компания работает с сетями, поэтому объемы продаж не изменились», — рассказали в компании ООО «Парнас».
Стоит отметить, что нововведения в российское алкогольное законодательство пока благополучно удается обойти. Смекалка российского бизнеса не знает границ. Сразу несколько сайтов в Интернете маскируют продажу алкоголя в ночное время под продажу сувенирной продукции и предлагают бутылку алкоголя в качестве бонуса. «Получи алкоголь в подарок в то время, когда его даже нельзя купить», «Предлагаем Вам приобрести сувенирную продукцию с алкогольной символикой: приобретая магнитики, мы дарим Вам продукцию, эквивалентную изображению на изделии» — сегодня Интернет пестрит подобными предложениями.
Собственники киосков также сдаваться не намерены, и с целью сохранения прибыли идут даже на нарушение законодательства. Так по данным ГУ МВД России по Екатеринбургу, за первые две недели 2013 года в Екатеринбурге изъято более 5 тыс. литров алкогольных напитков. Помимо пива в некоторых павильонах из под полы продавалось также вино и контрафактная водка.
Ольга Кондрашова