Статьи
21.01.2013

Тяжелый печатный бизнес

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comТипографии Екатеринбурга, печатающие газеты и журналы, по объемам производимой продукции вышли на докризисный уровень, однако смотрят в будущее несколько скептически. Объемы производства газет постепенно уменьшаются, а в борьбе за клиента типографиям приходится снижать цены, минимизируя прибыль. В будущем же количество газет в регионе, скорее всего, радикально сократится. Услуга Print-on-demand («Печать по требованию»), на которую возлагали большие надежды, особой популярностью сейчас не пользуется.

Производители типографий, специализирующихся на газетно-журнальной продукции, отмечают, что показатели тиражей в 2012 году по сравнению с 2011 годом изменились незначительно. Причем тиражность журналов, как отметили в типографии ЗАО «Формат», у них немного выросла, а тиражи газет, пояснили в ЗАО «Прайм-Принт-Екатеринбург», наоборот, незначительно снизились. Основная причина — общемировой тренд отказа от печатной периодики в пользу электронных изданий и Интернета.

Тенденция ухода крупных журналов и газет в Интернет и переход на версии для планшетных компьютеров активно наблюдается не первый год. Отказ от печатной версии позволяет значительно сэкономить на производственных затратах, и зачастую издания вынуждены идти на этот шаг, как, например, один из крупнейших американских журналов «Newsweek».

С развитием же планшетных компьютеров и смартфонов некоторые СМИ стали выпускать версии специально для iPad. Их стоимость на порядок меньше, чем у печатной версии, к тому же, читатель может получить ее сразу же после выхода. Однако если человек все же предпочитает печатную версию, то он может воспользоваться услугой «Печать по требованию». В Екатеринбурге она, впрочем, мало развита, и печатники ищут новые способы существования в эпоху интернетизации.

Производство газет больше всего пострадало от экспансии Интернета. О падении тиражей говорит генеральный директор типографии ЗАО «Прайм-Принт-Екатеринбург» (региональное отделение типографии «Прайм-Принт») Андрей Кокорин. В целом эксперт делает достаточно пессимистические прогнозы.

«В сравнении с прошлым годом тиражи незначительно упали, но не настолько, как в 2008—2009 годах. Сейчас же результаты практически подтянулись к докризисному уровню по цветности, полосности и тиражу. Однако от вытеснения газет Интернетом никуда не уйти, но, как показывает ситуация и на Западе, пока газеты как были, так и остаются. Однако их тиражи снижаются примерно на 10% в год, и в течение 10 лет они могут дойти практически до нулевых», — сказал А. Кокорин.

Эксперт отметил, что на этом фоне газетные типографии выживают с трудом. Так, в прошлом году производство газет было остановлено на нескольких крупных предприятиях.

«В 2012 году производство газет было остановлено на типографии «Уральский рабочий». Типография «Фабрика цвета» также поменяла газетную машину на журнальную. Газетным типографиям живется не очень хорошо, их количество уменьшается, и выживают наиболее оптимизированные», — сообщил эксперт.

На примере того же «Уральского рабочего» А. Кокорин объяснил, почему крупным старым типографиям трудно на рынке. «Это достаточно неповоротливая машина с большим количеством персонала, общение с заказчиками идет тяжело, а большие площади и, соответственно, большие затраты не позволяют ставить привлекательные цены», — пояснил директор типографии.

Между тем, сейчас не только производство газет переживает не лучшие времена, и это заставляет искать печатников новые пути.

«Достаточно сильна конкуренция по производству упаковки, поэтому наши акционеры рассматривают альтернативы газетному производству, но пока окончательного решения нет», — заключил А. Кокорин.

Структура продукции, по словам представителя типографии, не меняется достаточно долго. Так, «Прайм-Принт-Екатеринбург» печатает в основном местные газеты «Вечерний Екатеринбург», «Уральский рабочий», «Областная газета».

Что касается печатных журналов, то, по словам представителя одной из крупнейших журнальных типографий города — ЗАО «Формат», показатели сейчас вполне стабильные и снижения тиражей они не ожидают.

«Журналы составляют порядка 50% от всего объема продукции типографии, и в 2012 году этот показатель вырос примерно на 5% относительно 2011 года. В этом году прогнозируем примерно такой же результат», — сказала УрБК менеджер отдела рекламы и маркетинга типографии ЗАО «Формат» Дарья Кузеванова.

Впрочем, типографский рынок Екатеринбурга достаточно плотный и для успешной конкуренции печатникам приходится идти на уступки и снижать цены. «Ищут хорошее качество за небольшие деньги», — добавила менеджер.

Заведующий кафедрой полиграфии и web-дизайна УрФУ Андрей Тягунов отметил, что на докризисные объемы производства типографии Екатеринбурга вышли еще в прошлом году. Однако тенденция такова, что количество типографий снижается, а объем выпускаемой продукции вырастает. В будущем же количество газет может радикально сократиться.

«Количество периодических изданий в городе сокращается ежегодно. В принципе, так и должно быть. Если посмотреть на Германию, то там на одной земле выходит одна совокупная газета «Альгемайне», объединяющая все газеты, которые есть. Я думаю, что мы придем к тому же самому, как только в регионе обоснуется некий медиамагнат, который начнет скупать все издания», — сказал А. Тягунов.

Необходимо также рассмотреть и типографскую услугу Print-on-demand («Печать по требованию»), появившуюся несколько лет назад. Данная услуга предполагает возможность напечатать понравившуюся электронную версию журнала или книги даже в одном экземпляре. Однако в Екатеринбурге, как, впрочем, и во всей России, она пока не получила большого развития.

Как отмечает А. Кокорин, для этой услуги подходит далеко не каждая типография. Наиболее оптимальны, по его словам, журнальные типографии с небольшими объемами производства.

А. Тягунов добавляет, что услуга достаточно развита на рынке персонализированной продукции, но из-за достаточно высокой стоимости нельзя сказать, что за ней будущее.

«Услуга Print-on-demand есть на рынке рекламной печати и представительской продукции, но нельзя сказать, что она сильно востребована населением. Услугу предлагают поставщики печатной техники, говоря, что за этим будущее. Но я бы так не сказал, потому что стоимость единицы достаточно высока, и если мы говорим про условия вуза, то студенты не будут покупать книги по стоимости 200—400 рублей. К тому же, для поддержания услуги нужны инженеры, а таких инженеров нет. Даже если они и есть, то будут требовать такую зарплату, что с самого начала это не потянуть, нужны серьезные вливания. Единственное, что Print-on-demand остается востребованной на рынке персонализированной продукции», — заключил эксперт.

Резюмируя высказывания экспертов, можно отметить их не самый оптимистичный настрой. Действительно, о смерти печатных газет и журналов говорят не первый год, как и о смерти печатной книги. Однако она все не наступает и не исключено, что наступит еще не скоро, а значит, работа у печатников будет. Однако, как отметили эксперты, успешно будут работать наиболее гибкие и подготовленные, остальным же придется выживать.

Андрей Пермяков
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
19.06.2013 В ожидании конца: ВТО может убить уральскую полиграфию

Уровень конкуренции на рынке типографских услуг Екатеринбурга зашкаливает ...

09.04.2010 Арбитражный суд Свердловской области признал изъятие у типографии «Уральский рабочий» здания в Екатеринбурге законным

УрБК, Екатеринбург, 09.04.2010. Арбитражный суд Свердловской области отклонил иск типографии «Уральский рабочий», ...

18.11.2009 Британские газеты ввели платные онлайн-версии

The Times и The Sunday Times первыми из британских печатных изданий медиа-империи Руперта Мэрдока вводят платные ...

20.08.2009 Вице-президент Союза работодателей полиграфической промышленности Свердловской области Максим Спасский: Скоро мы станем свидетелями того, как «схлопнется» рынок.

В Свердловской области стремительно сокращается количество журналов и газет, уменьшаются тиражи. Бизнес отказывается от ...

02.02.2009 Вице-президент Союза работодателей полиграфической промышленности Урала и Сибири Максим Спасский: К марту 2009 года 30—40% печатных СМИ и типографий уйдут с рынка

УрБК, Екатеринбург, 02.02.2009. «Рынок печатных СМИ к марту этого года ждет передел. 30—40% СМИ и типографий уйдет с ...