На рынке строительных и отделочных материалов Екатеринбурга появился новый крупный игрок. Накануне состоялось открытие первого в городе магазина международной сети гипермаркетов «Leroy Merlin». Екатеринбургский магазин стал одним из самых крупных в России — его общая площадь составляет 20,6 тыс. кв. м. Впрочем, других участников рынка приход французского конкурента не пугает. Эксперты отмечают, что рынок строительных материалов в Екатеринбурге давно сформирован и его участники удерживают свои ниши. К тому же особенности маркетинговой политики и своеобразное месторасположение нового магазина вряд ли можно отнести к числу его конкурентных преимуществ.
«Leroy Merlin» (Леруа Мерлен) входит в состав французской торговой корпорации GROUPE ADEO, которая занимает 2-е место в Европе и 4-е место в мире по объемам продаж, включает в себя 472 магазина различных форматов. Екатеринбургский гипермаркет будет специализироваться на продаже стройматериалов по пяти основным направлениям: дом, интерьер, строительные материалы, ремонт, сад.
Отметим, что на данный момент в Екатеринбурге присутствует сразу несколько крупных мировых и федеральных гипермаркетов строительных товаров, в том числе такой гигант как «OBI», а так же несколько местных сетей строительных магазинов, таких как «Суперстрой», «Стройарсенал», «А-квадрат», и «КОР», не говоря уже о строительных рынках, таких как «Новомосковский» или «Докер» в Кольцово. По мнению экспертов, рынок если и не насыщен полностью, то близок к насыщению.
«К основным конкурентам «Leroy Merlin» на рынке Екатеринбурга я бы отнес «OBI», несколько крупных по формату магазинов «СуперСтрой», КОР и, пожалуй, все. Это совсем немного для строительного и отделочного рынка. Очень важен объем данного рынка, а в Екатеринбурге он огромен. Я считаю, что присутствующие у нас магазины не потеряют своих покупателей. Магазины такого формата конкурируют не с друг другом, а со всем рынком. И каждый из них занимает лишь совсем маленькую его долю», — добавляет Сергей Николайченков.
Конкуренты также не испугались прихода французской сети.
«Открытие любого крупного магазина это событие для рынка. Мы считаем что приход «Leroy Merlin» укрепит позиции современной розницы в городе. У каждой компании своя стратегия, мы продолжим улучшать сервис в наших магазинах и расширять предложение товара с лучшим соотношением цены и качества. Мы прогнозируем усиление роли Кольцовского тракта как района приобретения товаров для дома и ремонта», — рассказал УрБК генеральный директор группы предприятий Трест СКМ (сеть магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал») Ринат Мухаметвалеев.
Причин для столь спокойного отношения к приходу «Leroy Merlin» у конкурентов предостаточно. В числе первых обычно называют достаточно слабую рекламную кампанию, прошедшую в Екатеринбурге практически незамеченной.
Впрочем, куда большей проблемой наблюдатели считают расположение торгового центра. Дело в том, что переулок Базовый традиционно считается одним из самых проблемных в городе по части транспортной загрузки. Многочасовые пробки на Базовом в любое время суток давно стали нормой жизни Екатеринбурга. Предстоящая реконструкция развязки у концерна «Калина» обещает только усугубить эти проблемы в ближайшей перспективе. Теперь же, с открытием столь крупного торгового объекта, который, по оценке экспертов, значительно увеличит трафик на этом направлении, пробки могут приобрести критический характер.
«Много вопросов вызывает расположение гипермаркета — в переулке Базовый практически постоянно образуется автомобильный затор. Однако девелоперы сыграют на другом. Прежде всего, бренд известен широким ассортиментом представленной продукции и низкими ценами. Кроме того, на стадии строительства заявлялось, что в гипермаркете будет некая уникальная раскладка товара, покупатели смогут на автомобиле заехать внутрь для погрузки крупногабаритных товаров. Однако, если одновременно это захотят сделать множество людей, опять же могут возникнуть проблемы», — рассказал УрБК глава управляющей компании «R.Management» Алексей Мальцев.
Исходя из своего опыта общения с представителями «Leroy Merlin», Алексей Мальцев утверждает, что компания очень тщательно подходит к выбору места для строительства и предпочитает потерять год или даже два для поиска оптимального варианта, прежде чем заходить на новый рынок. В случае с Базовым формально критерии соблюдены: гипермаркет расположен недалеко от города, на объездной дороге.
По словам консультанта по коммерческой недвижимости Сергея Николайченкова, главная загвоздка — правильный расчет покупательского потока.
«Если оператор ошибется с количеством парковочных мест, то могут начаться проблемы. Между тем, место действительно выбрано удобно с точки зрения расположения между крупными спальными районами: ЖБИ, Синие Камни, Ботаника. Жителями этих частей города будет удобно добираться до места. В случае отсутствия пробок, они будут ехать в пределах 10 минут, что является приемлемым показателем», — рассказал УрБК Сергей Николайченков.
Впрочем, действующим опровержением этой теории является столь же «удобно» расположенный ТЦ «Комсомол», для которого создание потребительского трафика является столь же нерешаемой проблемой.
В случае с «Leroy Merlin» проблема кажется еще более существенной. Дело в том, что магазин рискует сам стать генератором дорожных заторов. Любое увеличение трафика на и без того вечно перегруженном Базовом за счет притока потенциальных покупателей в новый гипермаркет неизбежно парализует и без того проблемное движение. Усугубить ситуацию могут машины потенциальных покупателей, в случае если они будут оставлены на самом Базовом. В этом случае и без того не самая широкая дорога рискует потерять один ряд, что парализует движение намертво.
Как французский гипермаркет будет решать эту проблему и имеет ли она принципиальное решение вообще, все мы сможем узнать уже в самое ближайшее время. Пока же эксперты не прогнозируют серьезного перераспределения сил на рынке товаров строительства и отделки.