Манера вождения водителей маршрутных такси давно стала притчей во языцех. Нередко они устраивают на дорогах аварийные ситуации, а уровень безопасности и качества обслуживания в микроавтобусах оставляет желать лучшего. По мнению экспертов, для улучшения ситуации необходимо создать единого оператора общественного транспорта. Однако городская администрация считает, что конкуренция среди перевозчиков работает на благо жителей города.
В пятницу в Екатеринбурге произошло крупное ДТП с участием двух маршрутных такси. Водителя одного из них, уроженца Таджикистана, получившего права у себя на родине, сотрудники полиции в этом году привлекали к ответственности семь раз. Однако нарушитель продолжал водить микроавтобус, и в конце концов из-за его неосторожности пострадало девять пассажиров, отмечается в пресс-релизе ГУ МВД по Свердловской области.
В ответ на вопрос, будут ли предприниматься меры по ужесточению контроля над водителями микроавтобусов, в ГИБДД ответили, что все изменения должны приниматься на законодательном уровне, но отмечают, что проверки водителей идут постоянно. С начала года водители маршрутных такси и микроавтобусов совершили 24 720 нарушений ПДД. В основном они проезжают на красный свет, неправильно перестраиваются из ряда в ряд, совершают посадку-высадку в неположенных местах, не пользуются ремнями безопасности.
«Мы регулярно проверяем перевозчиков, в том числе используем и методы скрытой проверки, когда наш сотрудник садится в автобус под видом пассажира, а за ним едет автомобиль с видеорегистратором», — сказали УрБК в отделе пропаганды ГИБДД.
Чтобы узнать изнутри, почему водители «маршруток» нарушают ПДД, корреспондент УрБК пообщался с водителем одной из них. Пожилой мужчина приехал из Средней Азии и работает тут, по его словам, всего третий день, хотя водительский стаж у него 25 лет. Водитель жаловался, что приходится работать фактически только на «хозяина».
«Норма для хозяина — 2500 рублей в день. Моя зарплата — все, что сверху, но иногда выходит, что даже норму не вырабатываю, пассажиров мало. Машина старая, 2006 года, чинить надо», — рассказал водитель маршрутного такси.
По-русски водитель понимает хорошо, но сам говорит с некоторыми затруднениями. К примеру, ответа на вопрос, часто ли приходиться нарушать ПДД, внятного ответа добиться не удалось. Про экзамен по русскому языку и получение прав российского образца водитель говорит, что ничего не слышал.
Очевидно, что водители нарушают правила движения в погоне за прибылью: чем больше рейсов он сделает, тем больше пассажиров перевезет и тем больше будет его зарплата. Частные перевозчики, работающие на прибыль, едва ли станут изменять схему начисления заработной платы водителю и уменьшать свои доходы.
Представитель одной из крупнейших транспортных компаний города, начальник отдела эксплуатации ООО «Ю-Ви-Эй-Транс» Сергей Лоскутов считает, что в немалой степени нарушать ПДД водителей провоцируют сами пассажиры.
«У людей сложилось мнение, что, где они рукой махнут, там их и посадят. Пассажиры стали очень ленивые: сто метров пройти — до скандала доходит, бывает», — сказал Сергей Лоскутов.
Представитель компании добавил, что они постоянно работают над повышением квалификации персонала, наказывают за нарушение графика движения, а при трудоустройстве требуют справку об отсутствии нарушений. С теми же, кто совершает ДТП, в которых страдают люди, они расторгают договор. К тому же, добавил эксперт, общая дорожная обстановка в городе сама является предпосылкой к авариям.
Между тем, общественные эксперты считают, что маршрутные такси необходимо убрать с улиц города, а частных перевозчиков — интегрировать в единую сеть общественного транспорта для лучшей координации его работы.
«Вообще «маршруток» быть не должно, должен быть нормальный муниципальный транспорт, который управляется единым оператором, где все поставлено под контроль. «Джин» частных перевозчиков был выпущен из бутылки в силу упадка муниципального транспорта, но когда-то с ним придется что-то делать. Ситуации, когда на городских улицах присутствуют десятки разных перевозчиков, муниципальных и частных, нет ни в одной западной стране. Всегда есть общее агентство, которое управляет всем транспортом города, и это работает не только на безопасность, но и на общую организацию, то есть на планирование перевозок в более широких масштабах», — сообщил УрБК архитектор и урбанист Владимир Злоказов.
Эксперт считает, что общественный транспорт — это не та сфера, где перевозчики должны конкурировать друг с другом, она просто должна нормально работать. В Париже есть всего один перевозчик, который управляет транспортом во всей агломерации, причем он контролирует весь общественный транспорт, и это позволяет координировать его между собой, сказал Владимиров Злоказов.
«У нас же даже муниципальные перевозчики не могут между собой договориться, и плюс к этому бардак с частными. Сейчас сложно предпринять какие-то радикальные меры, но необходимо постепенно объединять транспорт и перестать выделять маршруты, по крайней мере в центре, частным перевозчикам либо пытаться их интегрировать в систему муниципального транспорта», — заключил эксперт.
Впрочем, администрация Екатеринбурга считает иначе и пока не собирается отказываться от услуг частных перевозчиков.
«На наш взгляд, когда есть конкуренция между перевозчиками — а это рынок услуг — это не может ухудшить ситуацию. Когда есть конкуренция между перевозчиками, люди выбирают, на чем ехать. Есть определенные критерии к перевозчику, и если он им не соответствует, то просто не имеет права участвовать в конкурсе. У нас четкие критерии по вместимости и возрасту подвижного состава», — сказал УрБК пресс-секретарь городской администрации Денис Сухоруков.
Таким образом, очевидно, что необходимо создавать если не единого муниципального перевозчика, то по крайней мере вводить серьезные меры, чтобы постоянные нарушители ПДД впредь не могли возить людей.
Андрей Пермяков