Минтранс России подготовил законопроект о метрополитене, позволяющий привлекать частные инвестиции
УрБК, Москва, 16.11.2012. Минтранс России подготовил проект ФЗ «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для строительства новых линий метро можно будет создавать концессии, и у бизнеса появится стимул вкладывать деньги в подземку. Проект документа сейчас проходит обсуждение на сайте правительства, и до конца ноября любой желающий, который зарегистрировался на портале госуслуг, может внести свои замечания, отметил вчера заместитель министра транспорта Николай Асаул. В этом году законопроект будет внесен в Госдуму, а рассмотрен уже в весеннюю сессию, сообщила «Российская газета».
Он вводит ряд новых базовых понятий: «метрополитен», «легкое метро», «внеуличный трамвай», «монорельсовый транспорт», «пути внеуличного транспорта» и другие. Сегодня в российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия «метрополитен», несмотря на то что этот термин употребляется в документах. Урегулированы лишь вопросы разграничения собственности на имущество метрополитена, а также отдельные вопросы, связанные с организацией деятельности данного вида транспорта (правила пользования метрополитеном, правила эксплуатации метрополитенов). Однако данное регулирование осуществляется фрагментарно, преимущественно на уровне субъектов, что создает угрозы для обеспечения прав граждан при оказании услуг метрополитенами, а также проблемы при обеспечении прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг метрополитенами.
Для развития метро регионам нужно получить 28 миллиардов рублей из федерального бюджета
«Предлагаемое регулирование позволит обеспечить баланс интересов всех участников перевозки и транспортного обслуживания, модернизацию и опережающее развитие внеуличного транспорта в муниципальных образованиях, имеющих перегруженную улично-дорожную сеть», — заявил Н. Асаул.
Пока же расходы на строительство и содержание метро, которое находится вне правового поля, лежат на регионах. Нет также и пункта в госпрограмме по его развитию, но в Минтрансе намерены после принятия закона предложить внести в федеральный бюджет статью расходов на метро. Уже проведен опрос регионов и подсчитаны средства, которые должны быть в федеральном бюджете на развитие метро, при условии регионального финансирования на паритете, то есть 50 на 50 процентов. Сумма — 28 миллиардов рублей. Но это не отменяет того, что владельцам метро, которое принадлежит в основном региональным или городским властям и развивается в 11 мегаполисах, придется еще привлекать частные инвестиции. И это тоже станет возможным, когда у банков и финансовых групп будут законные основания для своих вложений, пояснил Н. Асаул. А здесь без крупных банков не обойтись, так же как и при развитии такого рельсового городского транспорта, как трамваи. В ряде городов объем перевозок трамваями резко снизился, что привело к закрытию многих линий. Закон о метро предусматривает регулирование и этого вида транспорта, стимулирование его развития, а в ряде городов просто его спасения, считает замминистра.