ФАС России признала рекламу ОАО «Бинбанк» ненадлежащей
УрБК, Москва, 12.11.2012. ФАС России 1 ноября 2012 г. признала ненадлежащей рекламу вкладов «Максимальная высота», «Растущий процент», «Доходный +», «Универсальный», поскольку в ней отсутствует часть существенной информации об условиях вклада: не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица. Такая реклама противоречит требованиям Федерального закона «О рекламе».
Ненадлежащей комиссия ФАС России признала и рекламу потребительского кредита и кредита «Деньги сразу!», поскольку в этой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях кредита, что противоречит требованиям закона о рекламе. Также реклама потребительского кредита и кредита «Деньги сразу!» признана ненадлежащей, поскольку в ней при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.
Ненадлежащая реклама финансовых продуктов банка распространялась с января по настоящее время в регионах присутствия банка в офисах банка на тыльной, обращенной к потребителям стороне мониторов сотрудников, в витринах отделений банка, на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3 х 6) и видеомониторах, а также посредством стикеров в метрополитене г. Москвы и Санкт-Петербурга.
«Необходимо обратить внимание на то, что в рекламе этого кредита под рекламным термином «переплата» понимается разница между суммой основного долга заемщика с начисленными за пользование кредитом процентами и суммой полученного заемщиком кредита. Следовательно, термин «переплата» использован в рекламе для указания на стоимость кредита, которую заемщик выплатит банку за пользование заемными денежными средствами. Размер «переплаты», указанный в рекламе как 12% в год, рассчитан исходя из условий кредитования на 12% месяцев по ставке 21% годовых. Вместе с тем размер «переплаты» и, соответственно, стоимость кредита зависит от срока кредита и размера процентной ставки», — говорится в сообщении надзорного ведомства.
Процентная ставка по потребкредиту определяется индивидуально по результатам рассмотрения кредитной заявки и устанавливается в зависимости от кредитоспособности клиента и рисков банка в пределах 17–29,9% годовых. Срок кредитования составляет от 6 до 60 месяцев. Следовательно, в рекламе указан один из вариантов расчета полной стоимости кредита — суммы денежных средств, которую заемщик выплатит банку за пользование кредитом в размере ста тысяч рублей в течение одного года. При этом этот результат представлен в форме процентного соотношения — 12% в год, без обуславливающих этот результат условий кредита. Вместе с тем такая форма представления полной стоимости кредита дает основание полагать, что это годовая процентная ставка по кредиту, действующая в отношении любого срока кредитования. Информация в рекламе о том, что по кредиту «переплата» составляет 12% в год, создает у потребителей неверное, искаженное представление о процентной ставке по кредиту и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости кредита на иной срок кредитования.
Рекламодателю ненадлежащей рекламы финансовых продуктов — ОАО «Бинбанк» — предписано прекратить нарушения упомянутых норм закона о рекламе. Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Бинбанк» для определения меры ответственности — штрафа.