Статьи
10.10.2012

Качество продукции: Таможенный союз ужесточает требования к топливу

Качество продукции: Таможенный союз ужесточает требования к топливуС нового года Таможенный союз ужесточит требования к качеству бензина и дизельного топлива, производимого и распространяемого на территории стран — участниц союза. С этого времени продажа топлива ниже третьего класса будет запрещена. На данный момент пока еще разрешенный бензин второго класса зачастую оказывается причиной поломки автомобилей. Автовладельцы заливают такое топливо по ошибке или незнанию, чем и пользуются владельцы АЗС и собственники нефтеперерабатывающих предприятий. Последним после вступления новых правил в силу придется либо модернизировать производство, либо искать другие рынки сбыта.

Новый технический регламент Таможенного союза вступит в силу 31 декабря 2012 года. С этого момента выпуск и продажа бензина второго класса (стандарт «Евро-2») будут запрещены. Правило будет действовать на территории всех стран — участниц Таможенного союза, кроме Казахстана, где изменения вступят в силу 1 января 2014 года. Еще одно исключение — бензин второго класса, выпущенный до 31 декабря и соответствующий всем регламентным нормам, сможет находиться в обороте в течение трех лет. Впрочем, эксперты отмечают, что при российском уровне бензинооборота такая продукция будет использоваться лишь для собственных нужд нефтеперерабатывающих предприятий и не попадет на рынок.

Отметим, что на сегодняшний день техрегламент разрешает производство и продажу бензина второго класса, что открывает как производителям, так и АЗС простор для мошеннических действий и увеличения прибыли. Стандарт топлива этого класса предполагает небольшое содержание метанола. Если в хороший автомобиль залить такой бензин, машина, скорее всего, встанет и потребует полной прочистки системы. Зачастую топливо низкого качества, но под маркировкой АИ-95 и с наименованием «премиум» (что уже сегодня запрещено законом) предлагают небольшие АЗС, расположенные за пределами населенных пунктов. В большей части случаев предпринимателям удается уйти от наказания — сказывается юридическая безграмотность автовладельцев.

«Наказать производителей такого бензина мы не можем — формально они не нарушают техрегламент. Но при этом к нам обращаются автовладельцы, машины которых просто не могут ездить после заправки таким топливом. Поэтому важно, чтобы клиенты всех АЗС еще до заправки уточняли, бензин какого класса предоставляет автозаправочная станция. Эта информация должна быть обязательно вывешена на информационном стенде, а также содержаться в чеке. В противном случае доказать, что был залит бензин второго класса, будет невозможно», — отмечает руководитель Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Светлана Михеева.

При этом в надзорном ведомстве отмечают, что не все АЗС предпочитают предоставлять клиентам информацию о классе бензина. Впрочем, за это автозаправки получают штрафы, которые в последнее время возросли. Если раньше сумма санкций составляла 10 тысяч рублей для должностного лица, то теперь ответственный за нарушения сотрудник заплатит от 10 до 50 тысяч рублей, юридическое лицо — от 100 до 300 тысяч. Отметим, что за девять месяцев этого года надзорные органы по УрФО провели 38 проверок и оштрафовали АЗС на общую сумму 500 тысяч рублей — сравнительно немного для всего Уральского региона. Чиновники оправдываются: надзор за качеством бензина осуществляют только территориальные управления Росстандарта, и на весь УрФО приходится всего 9 инспекторов.

Правозащитники заявляют, что, несмотря на большое количество нарушений, связанных с появлением на рынке некачественного топлива, сами АЗС предпочитают урегулировать все споры в досудебном порядке. Однако для этого необходимы два условия.

«Прежде всего, должно быть несколько пострадавших. Один автомобиль — это еще не показатель. Во-вторых, претензии автолюбителей должны быть подкреплены чеком. В таких случаях АЗС идут на возмещение ущерба», — рассказал УрБК председатель регионального отделения Комитета по защите прав автомобилистов Георгий Бадьин.

С нового года каждый чек, выданный клиенту АЗС, должен будет содержать в себе следующие сведения. Для бензина это, во-первых, маркировка АИ, во-вторых, октановое число, в третьих — большая буква К (класс бензина) и цифры от 3 до 5. Чек на покупку дизельного топлива должен обязательно информировать о температурных характеристиках (Л — летнее, З — зимнее, А — арктическое, Е — межсезонное), а также о классе топлива — от 3 до 5. Эксперты предупреждают: с наступлением холодов АЗС пытаются слить оставшееся с лета топливо.

Впрочем, если смотреть вглубь проблемы, то далеко не всегда в появлении некачественного топлива виноваты владельцы автозаправок. По-прежнему есть случаи, когда на топливных баках отсутствуют пломбы и бензин разбавляют обычной водой. Но по большей части некачественное топливо приходит уже с завода-производителя, которому выгодно и пока довольно безопасно с точки зрения закона поставлять под маркой «премиум» бензин второго класса.

Отметим, что перерабатывающие предприятия УрФО, как правило, занимаются выпуском именно топлива класса 2 (оно используется для сельхозтехники). Сейчас на заводах осуществляется ежемесячный контроль, впрочем, к модернизации производства и повышению качества продукции приступили далеко не все.

«На территории УрФО есть лишь несколько НПЗ — в Тюмени, Сургуте, а также ОАО «Варьеганнефть». Последнее до сих пор не приступило к модернизации. В целом на территории всего округа существует проблема выпуска бензина повышенного класса. На мой взгляд, с нового года наши заводы будут решать эту проблему при помощи партнера по Таможенному союзу — Казахстана — и наладят поставки топлива в эту страну», — резюмирует Светлана Михеева.

Полина Мудрова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
20.12.2013 Средняя стоимость автомобильного бензина в Екатеринбурге составила 30,32 рубля

УрБК, Екатеринбург, 20.12.2013. Средняя стоимость автомобильного бензина в Екатеринбурге по состоянию на 16 декабря ...

20.12.2012 С начала года свердловские АЗС оштрафованы на 500 тысяч рублей за некачественный бензин

УрБК, Екатеринбург, 20.12.2012. С января по ноябрь 2012 г. на территории Свердловской области было проверено 80 АЗС на ...

20.12.2012 С 2013 года в России выйдет из обращения автомобильный бензин и дизельное топливо «Евро-2»

УрБК, Екатеринбург, 20.12.2012. С 31 декабря 2012 г. в России вступает в силу новый технический регламент таможенного ...

22.08.2012 Топливный союз: осенью цены на бензин могут вырасти на 2,5 рубля за литр

УрБК, Москва, 22.08.2012. Литр бензина на АЗС России к осени может вырасти в цене в среднем на 2–2,5 руб. Одна из ...

08.09.2011 Показатель «октановое число автомобильного бензина» будет исключен из технического регламента

УрБК, Москва, 08.09.2011. Президиум Правительства РФ принял изменения в технический регламент «О требованиях к ...