РЖД не удалось заручиться поддержкой Минэкономразвития по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Министерство сомневается в экономическом эффекте этого проекта, а взамен предлагает строить высокоскоростные магистрали между городами-миллионниками в Поволжье, Сибири и на Урале. Это даст мощный толчок развитию этих регионов, убеждают чиновники.В августе президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения о целесообразности развития высокоскоростного движения в России. Свою позицию по этому поводу должны были высказать Минэкономразвития, Минфин и Минтранс. Как стало известно РБК daily, на прошлой неделе Минэкономразвития (МЭР) за подписью замглавы ведомства Сергея Белякова направило письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову с проектом доклада президенту, в котором изложило свою точку зрения на планы по ВСМ (копия есть в распоряжении РБК daily).
В письме МЭР указывает, что в целом поддерживает идею создания в России высокоскоростного сообщения. Но предлагает отказаться от обсуждаемых проектов строительства магистралей Москва — Санкт-Петербург (ВСМ-1) и Москва — Екатеринбург (ВСМ-2). Чиновники подсчитали, что при строительстве дороги между двумя столицами экономия по времени не превысит 45 минут (сейчас поезда «Сапсан» преодолевают это расстояние за 3 часа 45 минут). Проект строительства ВСМ-2 из Москвы в Екатеринбург через Казань и Нижний Новгород ведомство не поддержало из-за его чрезмерной протяженности, посчитав, что расстояние в 1180—1370 км (в зависимости от того, как пройдет маршрут) лучше преодолеть по воздуху.
Взамен двух маршрутов ведомство Андрея Белоусова предлагает рассмотреть в качестве пилотных проектов участки Омск — Новосибирск, Казань — Самара, Новосибирск — Красноярск, Казань — Екатеринбург и Казань — Уфа. Это создаст дополнительные условия для увеличения объема производства и развития регионов, уверены в МЭР.
Тема с возможным строительством высокоскоростных магистралей на некоторых из этих участков уже неоднократно поднималась РЖД. Например, монополия предлагает реализовать проект Казань — Самара (протяженность 560 км, предполагаемая стоимость 787 млрд руб.), Омск — Новосибирск (расстояние 630 км, цена 890 млрд руб.), Новосибирск — Красноярск (700 км, более 1 трлн руб.), Екатеринбург — Тюмень, Екатеринбург — Челябинск. Однако эти маршруты рассматривались «как продолжение» проектов ВСМ-1 и ВСМ-2.
То, что для РЖД важна первоочередность именно обозначенных монополией участков: Москва — Санкт-Петербург и Москва — Екатеринбург, в компании отмечали не раз. «Опять Москва, Санкт-Петербург, опять Европа? Да, опять. Потому что есть логика бизнеса», — заявил ранее в интервью РБК daily глава РЖД Владимир Якунин, отметив, что речь идет о коммерческой эффективности проектов. РЖД указывали, что население столичных регионов превышает 25 млн человек, поэтому ВСМ-1 смогут ежегодно пользоваться до 10,5 млн пассажиров. «Транспортное средство может быть эффективным только при достаточно высокой населенности территории», — подчеркивал ранее президент РЖД. Это уже прорыв, что Минэкономразвития вообще поддерживает проект ВСМ, комментирует сейчас ситуацию источник РБК daily в РЖД. Что касается того, какой участок необходимо строить первым, то это вопрос расчетов, будем над этим работать, уточнил собеседник.
Также РЖД предлагают соединить высокоскоростными магистралями города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Предполагается, что пилотным проектом станет магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом протяженностью 659 км, общая стоимость строительства которой оценивается в 1,12 трлн руб. Другой проект, Москва — Екатеринбург, оценивается в два раза дороже. В целях снижения финансовой нагрузки на государство монополия еще в начале сентября направила письмо в правительство с предложением строить магистраль между двумя столицами поэтапно. Тогда затраты в первые три года снизились бы до 186 млрд руб.
Однако профильные ведомства не торопятся поддержать РЖД. Например, Минфин так и не внес в бюджет на 2013—2015 годы расходы на строительство ВСМ. А Минтранс, по словам источника РБК daily в правительстве, и вовсе поддерживает концепцию Минэкономразвития, правда пока лишь «в приватных беседах». Когда правительство рассмотрит вопрос с ВСМ, неизвестно. Вчера представитель Игоря Шувалова заявил РБК daily, что этой темы нет в повестке дня на ближайшее время.
Предложение Минэкономразвития исключительно политическое, оно не имеет под собой никакого экономического обоснования, считает директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, на сегодняшний день единственным коммерчески выгодным участком остается трасса Москва — Санкт-Петербург: «В перспективе только это направление может быть окупаемым, остальное можно назвать распылением госсредств».
Глава агентства Infranews Алексей Безбородов, напротив, находит предложение ведомства логичным. «Нужно наконец-то начать повышать мобильность населения внутри страны. Если уж тратить деньги, то на общенациональном уровне», — говорит аналитик.
Прочитать материал полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2012/10/03/industry/562949984844932