Провайдеры продолжают утверждать, что будущее телевидения — за Интернетом. Как говорят результаты исследований, проведенных компанией «ЭР-Телеком», аудитория потребления видеотрафика в Сети неуклонно растет. Многие крупные операторы связи в ходе конкурентной борьбы между собой стараются предугадать спрос на рынке и наперебой предоставляют услуги кабельного цифрового телевидения. Однако, по мнению экспертов рынка, услуга долго не проживет: с появлением свободного доступа в Интернет телевидение постепенно теряет свою популярность и вскоре вообще не будет востребовано.
Рынок широкополосного доступа в Интернет в России интенсивно развивался в 2006–2009 гг., рассказал накануне в ходе пресс-конференции генеральный директор филиала «ЭР-Телеком» в Екатеринбурге Эдуард Афонцев. Постепенно скорости стали расти, а цены снизились. На рынке возникла конкуренция, и провайдеры стали искать способы борьбы за клиентов и источники долгосрочной выручки. Одним из них стала возможность смотреть телевидение через Сеть. По словам Эдуарда Афонцева, на сегодняшний день доля сегмента кабельного и IP-телевидения составляет 30% доходов операторов связи.
Новая услуга предлагает более высокое качество изображения и звука, интерактивность и различные сервисы, наподобие задержки вещания и сохранения передач и фильмов на флешку. Однако пользователи Сети все чаще стали отказываться от телевидения: многим просто не нужно вещание, когда есть возможность зайти в Интернет и найти интересующую информацию самостоятельно когда угодно. Многие, даже имея дома дорогой телевизор, давно его не включают.
Действительно, люди, которые получают доступ к Интернету, могут сами выбирать контент, соглашаются в компании «Вымпелком» (ТМ «Билайн»). IP-телевидение — это не массовый, а нишевый продукт, который нашел свою аудиторию. Стать массовой этой услуге пока не удастся: для этого нет нормальных условий, заявила руководитель PR-службы Уральского региона ОАО «ВымпелКом» Светлана Рычкова.
«Экспертно можно сказать, что развитие IP-телевидения идет и будет идти. Это нишевый продукт. Массовым он может стать в двух случаях: либо когда все приобретут FullHD-телевизоры, либо когда провайдеры везде смогут зайти со своим ШПД. Сейчас далеко не все домохозяйства России обеспечены соответствующей техникой, не во все дома можно протянуть оптоволокно. Армия абонентов, которые приобретают IPTV, растет, эта услуга является драйвером продаж для проводного Интернета. Но это тенденция для больших городов», — сказала Светлана Рычкова.
Что касается слухов о кончине телевидения, то Светлана Рычкова напомнила, как с появлением телевизоров все пророчили смерть театрам, с появлением интернет-СМИ — газетам, однако этого не случилось.
В «Ростелекоме» — еще одной федеральной компании, предоставляющей услугу IPTV, — тоже не видят поводов для тревоги.
«Безусловно, будущее у IPTV есть, потому что оно, в отличие от других видов телевидения (кабельного, спутникового, эфирного) и просмотров в Интернете, обладает очевидными преимуществами. Во-первых, это интерактивность, это легальный и качественный контент, мультиэкранность, это удобно и недорого. Результат исследований 2012 года платного ТВ показал рост рынка IPTV в 150%. «Ростелеком» вошел в 2011 год с цифрой около 200 тыс. абонентов. А 2013 год начнем с 1,5 млн абонентов (это цифры по России)», — рассказали в пресс-службе компании «Ростелеком-Урал».
По словам независимого эксперта в сфере информационных технологий Михаила Климарева, IP-телевидение принесет выгоду провайдерам лишь в краткосрочной перспективе. По его словам, получать прибыль на протяжении длительного периода не удастся. Кроме того, при росте общей потенциальной аудитории телевизионного вещания за счет увеличивающейся доли покрытия и даже появления более качественной технической возможности, интерес к телевещанию неизбежно снижается.
«Существующее на данный момент телевидение — это вещание. Пользователь переходит в Интернет и смотрит то, что он хочет здесь и сейчас. Кроме того, смущают предложения большого количества каналов: это не преимущество, а недостаток, в них очень легко запутаться. Людей интересует гораздо меньше каналов, и в результате вещание используется как радио, для фона. К сожалению, в России пока нет бизнес-моделей того, как сделать такое телевидение прибыльным», — сказал Михаил Климарев.
Безусловно, телевидение уйдет в Интернет, отмечает эксперт. Но из технологии широкого вещания в 2020 году оно станет более конкретным и персонализированным. И предоставляться услуга будет через OTT-провайдеров, а не через технологию IPTV, используемую другими операторами связи, так как аудитория последних намного меньше.
Валентина Попова