В уральском регионе после финансового кризиса 2008 года вновь появляются крупные логистические проекты. В частности, в Свердловской области введены в эксплуатацию грузовой терминал в екатеринбургском аэропорту Кольцово и складской комплекс «Чкаловский». В Челябинской области к 2015 году запланировано строительство транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Эксперты отмечают, что двум регионам нужно скоординировать деятельность для создания полноценного транспортного коридора.По оценкам коммерческого директора ПЛК «Северное Домодедово» Глеба Белавина, на территории Среднего Урала сейчас построено порядка 580 тыс. кв. метров складской недвижимости, из которых 200 тыс. кв. метров приходится на логопарк «Пышма» (расположен в городе-спутнике Екатеринбурга Верхней Пышме, принадлежит федеральной девелоперской компании «Евразия Логистик»). В свердловском министерстве транспорте также отметили такие крупные проекты, как терминал «Чкаловский» стоимостью более 12 млрд рублей в Екатеринбурге (в 2012 году введено в эксплуатацию 25,3 тыс. кв. метров складских площадей) и грузовой терминал в аэропорту Кольцово площадью 19 тыс. кв. метров, объем инвестиций составляет 1,4 млрд рублей. «В перспективе логистический комплекс аэропорта Кольцово займет в общей сложности 197 тыс. кв. метров. Ввод в эксплуатацию современной грузовой инфраструктуры позволит повысить объем грузоперевозок в Кольцово к 2030 году до 79,4 тыс. тонн в год», — отметили в минтрансе.
Кроме того, строительство терминально-логистического центра в регионе запланировало ОАО «Российские железные дороги» в рамках создания собственной опорной сети по России. «Потенциальный объем грузопотоков, привлекаемых ТЛЦ в Екатеринбурге, оценивается ОАО «РЖД» в размере 5,1 млн тонн в год к 2015 году, а к 2020 году прогнозируется 17,8 млн тонн», — отметили в министерстве транспорта области. Проект включает в себя центр таможенного оформления, контейнерный терминал для обработки двадцати-, сорока- и сорокапяти-футовых контейнеров, контрейлерный терминал, терминал инертных материалов и промышленного назначения, универсальный складской комплекс. Согласно генеральной схеме Екатеринбургского железнодорожного узла грузовые потоки будут вынесены за пределы города.
Как поясняют в минтрансе, появление новых крупных логистических проектов необходимо в связи с усилением роли Екатеринбурга как транзитного узла федерального значения. В регионе отмечается значительный рост грузопотока. К примеру, Свердловская железная дорога увеличила погрузки за 2011 год на 2,6% по сравнению с предыдущим — они составили 124,2 млн тонн груза, Южно-Уральская железная дорога — на 5,2%, до 86,5 млн тонн, уральские международные автоперевозчики увеличили объемы на 17,7%, до 91,8 тыс. тонн.
Амбициозные проекты в логистической сфере есть и в Челябинской области. Сейчас на ее территории, по оценкам участников рынка, складская недвижимость занимает только 40 тыс. кв. метров, которые можно отнести к классу А. В прошлом году озвучивался проект «Шелковый путь», который предусматривал строительство двух крупных логистических центров, а также расширение федеральной трассы М5 Москва—Челябинск. Планировалось, что благодаря проекту в регион будут привлечены московские девелоперы (для строительства центров) и перенаправлены грузопотоки из Китая, которые сейчас идут через Казахстан и Киргизию. «Шелковый путь» курировал вице-губернатор Челябинской области по инвестициям Алексей Овакимян, и после его отставки судьба проекта стала неясной.
Впрочем, недавно региональные власти анонсировали строительство мультимодального комплекса «Южноуральский» около транспортного узла Троицк—Южноуральск площадью 180 гектаров. Инвестиции в проект оцениваются в 1,2 млрд евро. «Комплекс позволит воедино связать международные железнодорожные грузовые перевозки с огромным современным контейнерным терминалом, пунктом таможенного оформления, современными складскими зданиями, а также грузовым автомобильным транспортом», — отметила министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзинa. Инвестором проекта выступает ООО «Лоджик Лэнд», компания начнет непосредственное строительство объекта весной 2013 года, в 2014 году планируется запустить в работу первую очередь ТЛК с объемом контейнерных грузов около 3–5 млн тонн в год.
Как отмечают эксперты, повышенный интерес у субъектов уральского региона к крупным логистическим проектам наблюдался в 2007–2008 годах. Например, губернатор Курганской области Олег Богомолов в 2007 году предлагал использовать близость к границе с Казахстаном и создать в Кургане транспортно-логистический центр, который бы мог задействовать существующие железнодорожные, автомобильные и воздушные транспортные коридоры. Стоимость проекта оценивалась в 22 млрд рублей. В Челябинской области построить складской комплекс на 250 тыс. кв. метров собиралась «Евразия Логистик». Ориентировочный объем инвестиций составлял $100 млн. Кроме того, на Южный Урал рассчитывали инвестиционная группа «Авалон» и британский фонд Raven Russia. Их совместный проект Megalogix — логистический комплекс площадью 100 тыс. кв. метров — должен был появиться около Копейска. Объем инвестиций был запланирован на уровне $150 млн. Но из-за кризиса реализовать проекты так и не удалось.
Эксперты сходятся во мнении, что рынок складской недвижимости в Уральском федеральном округе еще далек от насыщения. По оценке директора по развитию ООО «Логопарк.ру» Александра Перфильева, ежегодная потребность Свердловской области в вводе новых площадей составляет от 80 тыс. до 100 тыс. кв. метров, Челябинской области — от 30 тыс. до 40 тыс. «Свердловская область, несмотря на то, что на ее территории уже функционируют, по нашим подсчетам, более 580 тыс. кв. метров складов класса А, еще далека от насыщения», — отметил Глеб Белавин. — В этом регионе необходимо строительство новых складов, иначе через полтора-два года регион не справится с поступающими в него грузами». По мнению руководителя отдела складской и индустриальной недвижимости компании Cushman&Wakefield Егора Дорофеева, Челябинск же не является востребованным городом для крупной логистики: в городе сейчас нет федеральных складских девелоперов. «В целом, в уральских регионах не наблюдается бум строительства современных складских комплексов, — отметил господин Дорофеев. — Основной спрос на предлагаемые помещения традиционно идет со стороны компаний из ритейла и дистрибуторов товаров народного потребления. Так, федеральные игроки, наращивая свои обороты и запасы в московском регионе, снова возвращаются к идее развития своего регионального присутствия. За развитием торговли всегда идет развитие логистической составляющей».
По мнению руководителя транспортной компании «Лорри» Александра Трахтенберга, на текущий момент Свердловская и Челябинская области пытаются конкурировать между собой, однако регионам следует начать переговоры для объединения проектов. «Заставить грузопотоки и пассажиропотоки двигаться, минуя Московский транспортный узел, могут только совместные усилия нескольких регионов. Не надо забывать, что Челябинск и Екатеринбург — это уникальная связка двух миллионников. Нигде в мире нет такой конфигурации, когда между ними всего 200 км, а, по сути, между границами городов и того меньше — до 170 км. Поэтому как города-миллионники они могут выступать как единый мегаполис», — отметил господин Трахтенберг.
Как следует из исследования кафедры промышленного транспорта Магнитогорского государственного технического университета, региональные ТЛЦ следует разместить в городах Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. Локальные логистические центры, согласно расчетам, следует создать в городах Магнитогорск, Сургут, Нижневартовск, Нижний Тагил, Курган, Ноябрьск и Новый Уренгой. Предложенная региональная сеть ТЛЦ на территории уральского региона позволит получать прибыль в размере 6,6 млрд рублей в год от обслуживания грузопотока УрФО мощностью около 106 млн тонн.
Прочитать материал полностью:
http://www.kommersant.ru/doc/1998143