
Свердловская область уверенно укрепляет свои позиции в качестве одного из ключевых логистических хабов России. Строительство «Сухого порта», призванного кардинально изменить грузопоток на Урале и за его пределами, выходит на новый этап развития. Как сообщил в своем телеграм-канале губернатор региона Денис Паслер, в рамках масштабной программы начинаются проектно-изыскательные работы для создания нового мощного транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Екатеринбург» в районе железнодорожной станции Седельниково.
Такой шаг знаменует собой переход от реализации пилотных участков проекта к его полномасштабному развертыванию. Уже в I квартале 2026 года будет представлен план ТЛЦ, который займет более 210 га. Предполагается, что к 2030 году грузооборот нового терминала достигнет 10 млн т в год. Его создание увеличит общую пропускную способность узла и станет значимым импульсом для экономики всего региона: ожидается рост инвестиций, налоговых поступлений и создание новых рабочих мест.
Активное развитие порта уже сегодня дает ощутимые результаты. Как отметил Паслер, совокупная мощность инфраструктуры хаба, в который входят терминалы «Уральский», «Шувакиш», «C.I.T. Екатеринбург» и грузовой двор на станции Гипсовая, с 2022 года выросла вдвое. Помимо этого, только за январь-июнь 2025 года в отрасль было вложено свыше 50 млрд руб. Оборот организаций логистического комплекса области за этот же период составил 260 млрд руб., что на 12% выше показателей прошлого года, и формирует порядка 6% общего оборота организаций региона.
Привлекательность Свердловской области для крупных игроков рынка подтверждается и новыми частными инвестициями. Федеральный девелопер индустриальной недвижимости NK group объявил о вложении более 15 млрд руб. в создание новых распределительных центров и логистических комплексов на Среднем Урале. Проекты будут реализованы в Верхней Пышме на территории логопарка «Уральский» (инвестиции 6 млрд руб., 1 тыс. рабочих мест) и в Березовском (80 млн руб.). Кроме того, организация уже построила первый распределительный центр в «NK Парк Сибирский тракт» в Екатеринбурге и приступила к проектированию еще двух объектов аналогичной мощности с общим объемом вложений 10 млрд руб.
«В регионе успешно развивается крупнейший логистический хаб страны — «Сухой порт». Благодаря открытому Президентом России Владимиром Путиным участка «Дюртюли — Ачит» трассы М-12 «Восток» растет грузовой поток, а с ним вклад сферы транспортировки и хранения в экономику нашего региона. Девелопер уже приступил к реализации крупного проекта. На территории «NK Парка Сибирский тракт» в Екатеринбурге построен первый распределительный центр, создано 500 рабочих мест. Компания приступила к проектированию еще двух распредцентров аналогичной мощности. Инвестиции в Екатеринбурге оцениваются в 10 млрд рублей. Также в планах строительство распределительных комплексов в городах-спутниках», — рассказал Денис Паслер.
Стратегическая важность «Сухого порта» для экономики страны подчеркивается его интеграцией в международные транспортные коридоры и поддержкой на федеральном уровне. Уже работающий ТЛЦ «Уральский», первая очередь которого была запущена в ноябре 2022 года, доказал свою эффективность, обработав, в том числе, партию китайских машин, а также получив статус приоритетного инвестиционного проекта. Такое положение, предусматривающее налоговые льготы, например, отмену налога на имущество, стало мощным стимулом для привлечения частного капитала.
«Сухой порт» предполагает создание сети транспортно-логистических центров, среди которых выделяются «Уральский» и «Екатеринбург». Они должны будут взять на себя обработку контейнерных грузов со всего региона и других субъектов РФ, стран ЕЭС. Также в рамках программы планируется реконструкция и расширение дорожно-транспортной сети в уральской столице и области.
По плану грузооборот логистических центров региона к 2035 году должен составить 35 млн т ежегодно. Возможная стоимость работ оценивается в 104 млрд руб.
Отметим, что первая очередь транспортно-логистического узла «Уральский» начала работать ровно три года назад. Комплекс может принять и обработать 60 тыс. контейнеров за 12 месяцев. Для транспортировки такого числа груза необходимо более 5 тыс. поездов. При этом зимой 2024 года из Китайской Народной Республики (КНР) на Урал через «Сухой порт» доставили партию китайских авто. 55 контейнеров приняли в ТЛЦ «Уральский». Стоимость партии составляет свыше 17 млн юаней. В прошлом году этому ТЛЦ был присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта.
Новое положение дает инвесторам право на налоговые послабления. За счет этого свердловские власти привлекают средства частных партнеров на развитие области. Для «Уральского» отменят налог, что позволит построить современный комплекс с развитой складской, таможенной и железнодорожной инфраструктурами. Предполагается, что к следующему году объем вложений достигнет 10 млрд руб., а регион в течение пяти лет пополнит свой бюджет на сумму более 1 млрд руб.
Анастасия ПетуховаФото из официального Telegram-канала Дениса Паслера