Потери рекламного рынка в регионах от запрета рекламы алкоголя могут составить до 100 млн рублей ежегодно
УрБК, Екатеринбург, 24.07.2012. Потери крупных региональных рекламных рынков могут составить 40–100 млн руб. в год, что составит от 1,5 до 2% от всего рекламного оборота в городе (в зависимости от развитости рекламного рынка в каждом конкретном городе), после введения полного запрета рекламы алкоголя, сообщает рекламная группа Deltaplan. При этом российская рекламная отрасль недополучит 15 млрд руб. Львиная доля этих потерь придется на федеральные бюджеты рекламодателей.
Расчеты были сделаны исходя из данных TNS и Adinpress о затратах производителей и дистрибьюторов алкоголя на продвижение своей продукции в ряде городов в 2011 году. Учитывалось размещение в локальных рекламных блоках на телевидении, размещение всей рекламы в прессе, распространяемой в городе, а также расходы на наружную рекламу и рекламу на радио.
Стоит отметить, что на ряд рекламных каналов в 2011 году законодателями уже были наложены ограничительные меры по продвижению алкоголя, например ограничено время появления в ТВ/радиоэфире соответствующих рекламных роликов. С учетом этих ограничений региональные рекламные рынки освоили в прошлом году от 40 до 100 млн руб. бюджетов «с градусом». В относительном выражении эти бюджеты составили от 1,4 до 1,7% от всех рекламных средств, направленных рекламодателями на продвижение в регионе. Объем рекламы алкогольной продукции в Екатеринбурге в 2011 году составил 102,4 млн рублей, доля бюджетов рекламы алкоголя от общего объема рекламы — 1,6%.
Данные первых пяти месяцев 2012 года подтверждают имеющийся порядок цифр по городам. В Екатеринбурге на рекламу алкоголя за этот период было потрачено 39,6 млн руб.
Стоит отметить, что львиную долю в региональном продвижении алкоголя составляют наружная и ТВ-реклама, которые делят первое и второе место, в зависимости от города. Доля радио незначительна, так как время выхода рекламы на этом канале ограничено с 00:00 до 09:00, когда радиослушание невысоко. Доля региональной интернет-рекламы алкогольной продукции также невелика — как в связи с общим невысоким уровнем затрат на интернет-рекламу в регионах, так и в связи с преобладанием федеральных проектов в этой сфере.
Доля затрат на продвижение алкогольной продукции в Екатеринбурге в 2011 году составила: наружная реклама — 48%, ТВ — 31%, пресса — 20%, радио — 1%.
По мнению Deltaplan, наибольший вес производители и дистрибьюторы алкоголя имеют в наружной рекламе регионов, до 4% в Екатеринбурге. В региональном ТВ доля алкогольной рекламы занимает от 1,2% в Екатеринбурге.
«В целом региональные рекламные рынки не претерпят кардинальных изменений после введения запрета на продвижение алкоголя. Во-первых, объемы рекламы этой отрасли на местах некритичны; во-вторых, местные рекламные рынки могут рассчитывать на увеличение объемов btl-кампаний в точках продаж, так как это останется чуть ли не единственным легальным способом продвижения алкогольной продукции», — отмечают в Deltaplan.