Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта: российские авиакомпании становятся убыточными
УрБК, Москва, 09.07.2012. Российским авиакомпаниям грозит финансовый коллапс по причине несбалансированного роста затрат, считают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
В 2011 году топ-35 перевозчиков показали совокупный убыток 14,5 млрд. руб. против прибыли в 2010 году. Улучшить ситуацию в АЭВТ надеются с помощью обнуления НДС на внутренних линиях. Эта идея не нова, но если раньше ее можно было обсуждать в спокойном режиме, то теперь, полагают в АЭВТ, в отрасли происходит «коллапс». Авиаторы не столь категоричны, но позицию АЭВТ поддерживают, пишет «Коммерсантъ».
Комитет АЭВТ по финансовой деятельности, налогообложению и бухгалтерскому учету подготовил доклад «О неотложных мерах по снижению финансовой нагрузки на авиаперевозчиков». На прошлой неделе его рассмотрело и утвердило правление ассоциации. В пятницу доклад был разослан авиакомпаниям, и теперь руководство АЭВТ планирует подготовить на его основе обращение в правительство.
«Несмотря на высокие темпы роста авиаперевозок (в 2011 году — около 11%, в первой половине 2012 года — 20%), деятельность отрасли является нерентабельной», — говорится в докладе. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), из топ-35 авиакомпаний 22 завершили год с отрицательным результатом. Общий финансовый результат от перевозок топ-35 авиакомпаний составил 14,5 млрд. руб. убытка вместо 4 млрд. руб. прибыли в 2010 году.
Среди причин АЭВТ называет неконтролируемый рост стоимости топлива и отсутствие рыночных условий хеджирования роста цен на него. Средний рост пассажирского тарифа в 2011 году составил 11,8% при росте цен авиатоплива на 30%, говорится в докладе. Доля топлива в себестоимости перевозок выросла до 30,7%. Ставки на наземное обслуживание в аэропортах за последние пять лет выросли на 119–211%, аэронавигационное обслуживание внутри страны подорожало на 124%, по международным вылетам — на 200%.
Особенно негативно эти факторы влияют на компании, в структуре перевозок которых превалируют региональные рейсы, то есть на компании второго эшелона. По данным ТКП, в 2011 году на внутренних линиях перевозчики получили убыток в размере 26 млрд. руб.
АЭВТ предлагает принять срочные меры по стабилизации, которые главным образом могли бы оживить региональные перевозки. В их числе обнуление пошлин на региональные суда вместимостью до 72 кресел, присоединение России к Кейптаунской конвенции, что позволит снизить расходы перевозчиков на лизинговые платежи. Но основной упор АЭВТ предлагает сделать на снижение налоговой нагрузки на внутренние перевозки. По оценкам ассоциации, при обнулении НДС на внутренних рейсах размер выпадающих доходов бюджета составит около 35 млрд. руб.
«Однако это является достаточно несущественной суммой в рамках государственного бюджета (0,3% ВВП) по сравнению с возникающими в настоящее время непоправимыми последствиями для авиационной отрасли», — говорится в докладе.