Несмотря на ожидание новой волны кризиса, рост продаж автомобилей в Уральском регионе не сократился, а, наоборот, начинает набирать докризисные темпы. Эксперты рынка отмечают, что отдавать деньги сразу потребители предпочитают за транспортные средства эконом-класса, при этом около половины машин на рынке приобретается в кредит. Впрочем, дилерские предложения по автокредитованию пока не могут похвастать выгодными условиями. Будущие автовладельцы предпочитают обращаться в банк. В целом эксперты не исключают, что ставки будут расти и далее.
С одной стороны, дилеры сами предпочитают разрабатывать специальные программы кредитования. С другой, невзирая на активное продвижение и рекламу автокредитов, жители области чаще используют потребительские кредиты для покупки авто — особенно это касается недорогих транспортных средств.
Как отмечают специалисты банка «Кольцо Урала», процентные ставки по автокредитам, которые заявлены у автодилеров, беспрецедентно низкие, однако при детальном рассмотрении всплывают подводные камни. Автосалоны продают новый автомобиль только при условии оформления договора КАСКО — а для машин разного класса такая страховка обходится порой недешево.
«Кроме того, основой программы автокредитования является залог. Вы покупаете автомобиль, но до момента полного погашения кредита ваше право собственности на него ограничено. Таким образом, расходы по такому кредиту значительно увеличиваются. Да и процедура оформления автокредита подразумевает наличие большего количества документов. Так что в борьбе за потребителя обычные кредиты на любые цели одерживают верх над автокредитами», — заключили в банке.
По словам заместителя директора кредитного брокера «Персона-Л» Павла Тумашова, обращающиеся к ним клиенты нередко используют потребительский кредит для покупки авто.
«Обратившиеся к нам говорят, что им не нужен автокредит из-за того, что там страховка, еще что-то там, все это начисляется, в итоге средств уходит больше. Им проще брать обычный потребительский кредит. Клиент взял деньги и знает, сколько ему платить. В основном люди обращаются за потребительскими кредитами именно для того, чтобы купить себе автомобиль. Чаще это происходит, когда заходит речь о покупке бюджетного авто», — считает Павел Тумашов.
Также эксперты отмечают, что до момента погашения кредита транспортное средство не так просто реализовать — покупателей на кредитное авто найти сложнее.
Что касается автолизинга, то на данный момент в Екатеринбурге такая услуга для физических лиц невыгодна.
«Последние пять лет эта тема активно обсуждается, но никто ее не реализует на практике. Те, кто начинал заниматься автолизингом для физических лиц, успешно покинули рынок. Для клиента такое предложение было невыгодно, потому что гораздо дешевле взять машину в кредит, ведь лизинговые компании еще и свой процент накручивают. Причиной того, что данная схема не работает, стало отсутствие договоренности с дилерами», — отметил руководитель отдела продаж Jaguar, Land Rover автоцентра «Краснолесье» Артем Ислентьев.
Как заключили эксперты, подобная схема может заработать и обрести популярность в Уральском регионе не раньше чем через 2 года.
Впрочем, несмотря на уверенный рост продаж, до показателей 2007 года свердловским автодилерам еще далеко. На дальнейшую динамику рынка также окажут свое влияние кредитные организации: банки предполагают рост ставок.
«В условиях кризиса ставки по кредитам, конечно же, будут расти, в каком бы кризисе мы ни находились», — заявил руководитель направления автокредитования в Уральском банке Сбербанка России Владислав Патраков.
Анастасия Куликова