«Уральский рабочий» и Татьяна Кононова: Как карта ляжет
Ремонт дорог в Нижнем Тагиле идет с размахом — и с браком
Яркая примета весны в Нижнем Тагиле — атака на бездорожье. С середины апреля возобновилась работа, начатая прошлой осенью, сегодня тяжеловесная техника утюжит полотно там, где 9 мая праздничные колонны демонстрантов будут шествовать к главной площади города.
Привести в порядок эти дороги — такая первоочередная задача была поставлена на первом же совещании в администрации с участием куратора от областного правительства, заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Александра Сидоренко. Впервые за многие годы в ремонт и реконструкцию дорог, внутриквартальных проездов Нижний Тагил может вложить столько средств благодаря поддержке области, сколько не имел за пятилетку «тощих нулевых».
Тагильские заводы ЖБИ озабочены изготовлением металлических форм для бетонных плит большого размера — таких раньше не делали. Спецгрузом из другого региона отправлена в Нижний Тагил двухметровая фреза для ремонтных работ. По словам директора «Тагилдорстроя» Владимира Юрченко, асфальта выпущено в пять раз больше, чем на такой же весенний период 2011 года, 24 улицы уже приведены в надлежащий вид: где-то ямочным ремонтом, но в основном карточным. Это когда большую прореху очищают от мусора, аккуратно обрабатывают фрезой и заполняют асфальтом, изготовленным по новой технологии, с минеральными смесями, после чего каток наводит глянец на «карту».
Желание поскорее сделать «глянцевую картинку» приводит к тому, что вложение бюджетных средств приобретает буквальный смысл. Машина с асфальтом останавливается у ямы, мужичок, орудуя лопатой, эту яму заполняет, ремонтная бригада отправляется дальше, а роль катка будет исполнять проезжающий транспорт. Работа под девизом «Деньги — в яму»?
— Так ведь аврал! — пытался оправдаться перед главой города Валентиной Исаевой директор частного предприятия «Магистраль» Роберт Авоян.
Мало того, что действия таких «профессионалов» теперь под постоянным контролем рабочей группы, которую мэр и возглавляет, переделка забракованного проверяющими куска дорожного полотна пойдет уже за счет средств подрядчика. Авральная тактика некоторых из них — не единственное неприятное открытие дорожного сезона. Снимут ремонтники старое полотно, а под ним — только земля, такая технология была полвека назад. Текущий ремонт с укладкой нового асфальта не надолго продлит срок эксплуатации дороги нынешним большегрузным транспортом, а таких древних дорог в Нижнем Тагиле до 80 процентов. За полную их реконструкцию возьмемся, когда разбогатеет Нижний Тагил в статусе «второй столицы Среднего Урала»?
С убогостью захудалой провинции — грязью и шлейфами бытового мусора, сопутствующего тагильским магистралям, можно покончить и сейчас, было бы желание и принуждение к чистоте. Пока же многие участники субботников предпочитают уборку только территорий своих учреждений, учебных заведений, а торговые предприятия вываливают отходы коммерции чуть ли не у порога. Бутики с иностранными названиями в окружении мусора сплошь и рядом.
К сожалению, административные комиссии, созданные в каждом районе и имеющие полномочия штрафовать нерях, пока больше проявляют себя в бумаготворчестве, а в «бою», как тот генерал из пословицы, застенчивы.
Им бы поучиться гражданской активности у бескорыстных общественников. Лидер организации «Тагил без ям» Никита Чапурин со товарищи не просто мониторят ситуацию с ремонтом, но проверяют: как «карта легла», как ямы засыпаны. «Одну бригаду бракоделов мы уже сняли с работы», — на днях сообщил Никита вашему корреспонденту.
Договорились, что будем на связи и дальше, после майских праздников дорожные работы в городе усилятся.
Кстати
По данным министерства финансов Свердловской области, всем 73 муниципальным образованиям в текущем году предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов из Дорожного фонда Свердловской области в сумме 1,3 млрд рублей на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, дворовых территорий и проездов к дворовым территориям. В 2011 году из областного бюджета было выделено на эти цели только 307 млн рублей.
В 2012 году для семи муниципальных образований запланировано предоставить субсидии на строительство и реконструкцию автодорог на общую сумму 234 млн рублей, а это на 13% больше, чем в 2011 году. В прошлом году субсидии на эти цели получили только 5 муниципалитетов на общую сумму 207 млн рублей.