Статьи
22.03.2012

Мода на протест

Кадр из программы «Госдеп-2» с сайта журнала «Сноб» (www.snob.ru)Политический протест, отметивший последние месяцы жизни российского общества, становится значимым трендом, определяющим бытие и быт значительного числа горожан, принадлежащих к платежеспособному и потребительски активному классу. Протест становится модным и, как следствие, начинает сказываться на моде в привычном нам понимании, проникать в стилистику одежды и аксессуаров. Потребность в протесте порождает спрос на его атрибуты, на который не может не реагировать модная индустрия, традиционно трепетно относящаяся к переменам в общественном сознании и вкусе. Результатом уже становится коммерциализация протестных настроений и появление новых модных тенденций.

Первые веяния отметили московские эксперты в мире моды: вместо брендовых лейблов и традиционных хипстерских символов все чаще на одежде и аксессуарах стали появляться принты и надписи, отражающие гражданскую позицию их владельцев. Причем носят их не только на митингах, но и в обычной обстановке, они эстетизируются, приобретают внеутилитарное значение.

И, по мнению экспертов, это только начало нового веяния в моде. Не исключено, что уже в ближайшее время обострение активности может породить новые «протестные» направления в дизайне одежды, которые имеют все шансы захлестнуть подиумы и модные дома России.

По мнению уральских модельеров, любое политическое явление находит отклик в модных тенденциях. Как считает основатель модного дома «СолоДизайн» Наталья Соломеина, любые настроения тем или иным образом проявляются в гардеробе.

«Это все шоу-бизнес, игрища. Такая тенденция пошла еще со времен появления американской демократии, ярко проявилась в «оранжевой революции». Культура, настроения общества, политические тенденции — все это транслируется в костюм. Ведь одежда — это проектор человека, это его проекция миру», — говорит эксперт.

По мнению главы регионального отделения межрегиональной общественной организации «Национальная академия индустрии моды», главного дизайнера Дома трикотажа «Лариса Селянина» Ларисы Селяниной, обострение протестных явлений особенно отразилось на женщинах, усилив их потребность в красоте и женственности, как после войны.

«Любая политика отражается на моде. Если идет война, женщины носят гимнастерки и сапоги. И когда война заканчивается, наконец-то женщина может стать женщиной. Поэтому в моде послевоенных лет мы видим приталенный силуэт, роскошные юбки, море воланов, цветочные украшения, шляпки, туфельки на каблуках. В моде наблюдается расцвет суперженственности. Протестные явления, напряженность в обществе, усиленную СМИ, я чувствую через клиентов модного дома, через их высказывания. Ощущается потребность в красоте, стабильности. Женщины покупают яркие, орнаментированные, жаккардовые вещи, как никогда. Хочется праздника, весны, покоя», — рассказывает Лариса Селянина.

«Мощные социальные движения, в том числе протестные, всегда были той средой, в которой черпала вдохновение модная индустрия. Ведь протестное движение полно сильных образов, как эмоциональных, так и нравственных. Стремление присоединиться к этим образам, инкорпорировать их в собственное «я», привнести их в свой привычный имидж — вполне понятное и оправданное желание, особенно для молодых людей. Модная индустрия удовлетворяет эти потребности, позволяя человеку относительно недорого и совершенно безопасно присоединиться к важным для него социальным явлениям. Фактически, приобретая футболку или сумку с определенным принтом, молодой человек покупает свой маленький кусочек протеста», — считает кандидат философских наук, директор агентства «УралБизнесКонсалтинг» Максим Сусоев.

По мнению руководителя модного дома Nina Ruchkina Нины Ручкиной, уральская мода сама по себе является неким протестом. Она противоречит общим правилам и принципам, самобытна и живет своей жизнью.

«Никаких проявлений протестных настроений в моде я не замечала. Наша уральская мода вообще сама по себе и есть протест против массовых тенденций. Мода отдает дань всему, вплоть до политики, но сейчас начинается весна, никаких других явлений я пока не вижу. Люди стремятся одеваться ярко и весело, потому что закончилась зима», — считает Нина Ручкина.

Для того чтобы новые веяния появились и закрепились в модных тенденциях, обязательно должно пройти некоторое время, считает руководитель модного дома Baranov Nikita Никита Баранов.

«Мода развивается быстро, она демократична сама по себе и дает свободу выбора людям. Но она не отразила проявлений духа общего протеста, который царит в последнее время в России. Ведь формирование тенденций идет задолго до сезона, к примеру, то, что будет актуально этим летом, было сформировано еще в октябре», — полагает кутюрье.

Согласна с ним и Наталья Соломеина.

«В целом мода капсулирует и перерабатывает все явления, которые происходят с людьми. Но не сразу, должно пройти время — от месяца до полугода. Хотя на текущий момент можно отметить некоторое изменение: стал пропадать гламур, декор, одежда стала практичнее. Я думаю, это тоже своеобразная дань современности», — отмечает дизайнер.

Валентина Попова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
03.07.2014 Людмила Кокорева: Екатеринбург может внести свой вклад в имидж нашей страны

Заведующая кафедрой «Дизайн одежды» УрГАХА, профессор, кандидат социологических наук, член союза дизайнеров России, ...

02.07.2014 Людмила Кокорева: Екатеринбург может внести свой вклад в имидж нашей страны

На вопросы УрБК ответила зав. кафедрой «Дизайн одежды» УрГАХА, член союза дизайнеров России, член союза художников ...

27.06.2013 В ТЦ «Антей» открылся шоу-рум модного дома «Соло-дизайн»

УрБК, Екатеринбург, 27.06.2013. Модный дом «Соло-дизайн» открыл шоу-рум в ТЦ «Антей». По словам руководителя модного ...

12.12.2011 ОАО «ВУЗ-банк» выступило партнером показа новой коллекции одежды от Наталии Соломеиной и модного дома «Соло Дизайн»

УрБК, Екатеринбург, 12.12.2011. ОАО «ВУЗ-банк» выступило партнером показа новой коллекции одежды от Наталии Соломеиной ...

31.10.2011 Дизайнер Наталия Соломеина: Россия — это колоссальный рынок потребления

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответила дизайнер, основатель Модного дома «СолоДизайн» Наталия Соломеина ...