Топливозаправочный комплекс екатеринбургского аэропорта Кольцово меняет владельца. Нефтяная компания ТНК-BP намерена выкупить его за 100 млн. долларов. Покупатель о своих планах пока молчит. Между тем в Екатеринбурге активно гадают: будет ли новый собственник повышать цены на керосин реже и в меньших объемах? Пока прогнозы на этот счет малоутешительны, скорее всего, смена одного монополиста на другого серьезных перемен не принесет.
Теперь цены на топливо в екатеринбургском аэропорту официально будет устанавливать ТНК-BP. Как стало известно сегодня, совет директоров компании одобрил покупку у ОАО «Аэропорт Кольцово» 100% уставного капитала (10 тыс. обыкновенных акций) ЗАО «Топливозаправочная компания «Кольцово» за 30 млн. долларов США, а также покупку 100% ООО «ТЗК Актив» за 70 млн. долларов, говорится в материалах холдинга.
Самым главным вопросом остается ценовой: стоит ли ждать пассажирам Кольцово продолжения повышения цен на топливо прежними темпами, по 4–5 раз за год, или нет. Эксперты уверяют: скорее всего, ничего хорошего от нового собственника свердловчанам ждать не стоит.
Напомним, в 2011 году ЗАО «Топливозаправочная компания «Кольцово» поднимало стоимость авиационного керосина пять раз. В частности, цена была повышена 24 мая на 4%, 9 августа на 6%, 11 сентября на 4,4%, 19 октября на 2,6% и 14 ноября на 7%. Таким образом, за год стоимость топлива увеличилась на 24% и составила 31,15 тыс. рублей за тонну.
Сколько раз в год будет поднимать цены новый владелец, пока неизвестно, хотя ни для кого не секрет, что именно ОАО «ТНК-BP» — основной поставщик керосина в Кольцово все последние годы.
«Пассажиры не ощутят снижения цен на билеты и топливные сборы. Цена будет постепенно расти», — уверяет депутат Законодательного собрания Андрей Альшевских.
Финансовый аналитик Константин Селянин также прогнозирует рост цен на топливо, особенно после 4 марта.
«Аэропорт Кольцово самый дорогой и самый недружелюбный по отношению к иногородним компаниям. Он дороже даже московских аэропортов, почему иногородние компании в Кольцово стараются не заправляться. Поставки топлива монополизированы, из-за чего цены и повышаются необоснованно. После выборов президента, я думаю, мы увидим рост цен», — отметил Константин Селянин.
«Если поставщик топлива останется, как и прежде, один, то вряд ли что-то изменится. Нужна конкуренция, должны быть действия ФАС по отслеживанию цен», — уверен директор туристической компании «Море трэвел» Александр Лобанов.
С продажей ТЗК новому владельцу последние, пусть и формальные, рычаги влияния на ситуацию теряют и свердловские власти, владеющие 34,56% акций аэропорта и, соответственно, имеющие теоретические шансы вмешиваться в ценовую политику его «дочки», ЗАО «Топливозаправочная компания «Кольцово». Акций ОАО «ТНК-BP» у области нет.
Не рассчитывают свердловские власти и на какие-либо бонусы от сделки.
«Получит ли что-нибудь от этих 100 миллионов долларов регион? Это риторический вопрос. Правительство, конечно же, имеет долю в «Кольцово», но в последнее время от таких сделок получает не бонусы и дивиденды, а лишь одни проблемы», — отмечает Андрей Альшевских.
Константин Селянин подчеркивает: можно как угодно относиться к руководству «Кольцово» или ТНК-BP, но главная проблема лежит в ином: поставки авиатоплива в Екатеринбурге монополизированы и такая ситуация требует вмешательства со стороны регуляторов. На рынок необходимо пустить и других поставщиков, чтобы как-то регулировать цену на топливо.
К сожалению, все разговоры на эту тему, начинавшиеся еще при прошлом губернаторе, зашли в тупик: «ЛУКойл», который Эдуард Россель активно «заводил» на этот проект, от предложения отказался, иных же вариантов, похоже, никто не рассматривал.
Анастасия Куликова