Уральский автомобильный рынок снизил темпы роста продаж. Прирост за январь 2012 года составил лишь 22,1%, незначительно превысив среднероссийский показатель, тогда как весь прошлый год дилеры показывали рост продаж не менее 40–50%. Одной из причин замедления рынка стал обвал продаж лидера — российского бренда Lada. Эксперты уверены, что на кратковременный рост продаж в январе повлияли запасы прошлого года, а более или менее уверенно о ситуации на рынке можно будет судить только весной-летом.Вчера аналитическое агентство «Автостат» подвело итоги продаж легковых автомобилей за январь 2012 года в регионах УрФО. В целом, по данным агентства, уральские регионы превысили общероссийский показатель по росту темпов продаж (по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса — 20% к январю прошлого года) и он составил 22,1% (15,2 тыс. машин против 12,4 тыс.). Однако на фоне прошлогоднего прироста в 40–50%, нынешние показатели можно считать падением.
По объему продаж в январе текущего года первое место заняла Свердловская область, где было реализовано 4,8 тыс. автомобилей (2011 год — 4,2 тыс.). Вторым регионом стала Челябинская область — 3,9 тыс. против 3,3 тыс. машин. Далее места разделили ХМАО (2,8 тыс. против 2,1 тыс.), Тюмень (2 тыс. против 1,6 тыс.), Курган (808 против 705 машин) и ЯНАО (757 автомобилей против 469 машин).
Лидером рынка традиционно для всех регионов Урала (кроме ЯНАО, где список самых продаваемых марок возглавляет Nissan) остался российский бренд Lada. Этих автомобилей по всему УрФО удалось продать 2,4 тыс. Данные показатели продаж засвидетельствовали провал отечественной марки (на общероссийском уровне продажи упали на минус 21%). Самое большое падение произошло в Челябинской и Свердловской областях — минус 36,4% и минус 31% соответственно. Лояльнее всего к марке оказались в Кургане (минус 7%) и в ЯНАО (рост в 12%, правда, объемы продаж не превысили 100 машин). Однако уральские дилеры считают, что ситуация с падением отечественной марки временная. «Продажи восстановятся в ближайшее время. И, в первую очередь, этому будет способствовать новый продукт АвтоВАЗа — Lada Granta. У нас уже расписаны машины до лета», — уверен гендиректор автосалона «Атлантик» (официальный дилер ВАЗа и Chery) Александр Чуганов. Позицию коллеги разделяют и в других автосалонах, специализирующихся на отечественных брендах.
Потеряли свои позиции у уральцев корейские бренды. Так, Daewoo, ранее входящий в пятерку самых продаваемых во всех регионах УрФО автомобилей, значительно снизил свои позиции. Например, в Тюменской и Курганской областях продажи упали на 30% и 24% соответственно.
В целом по УрФО в январе бурный рост продемонстрировали дилеры концерна Volkswagen. Так, немецкая марка абсолютно во всех регионах продемонстрировала рост в 100–200%. В Свердловской области Volkswagen по объемам продаж даже опередил прежнего лидера среди иностранных брендов — Chevrolet. Последний, согласно данным «Автостата», и вовсе показал рост в 1%. Как в неофициальных беседах отмечают дилеры немецкого концерна, самым популярным среди моделей Volkswagen стал бюджетный Volkswagen Polo. «Клиенты сейчас хотят приобретать более солидные автомобили, но часто не имеют необходимых средств. После выпуска Polo эта ситуация изменилась, и новая модель стала бестселлером», — отмечает собеседник «Ъ».
По мнению опрошенных «Ъ» экспертов, рост продаж за январь не является основанием для полноценных прогнозов на 2012 год. «Более-менее ясная картина по продажам настанет лишь весной-летом текущего года. Так как сейчас на ситуацию довольно сильно влияют запасы прошлого года, да и вообще январь является месяцем со всевозможными скидками и делать выводы по его итогам просто нереально», — считает директор агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаил Чаплыгин. С ним согласен и начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. «Конечно, прогнозы можно строить хотя бы по прошествии первого квартала текущего года. Однако, думаю, что ожидать бурного роста рынка в 2012 году, как это было в 2011 году не стоит», — считает эксперт. По его оценкам, роста продаж не будет, либо он будет с незначительным изменением в минус или в плюс. «Ведь пока предпосылок, которые бы повлияли на ситуацию просто нет — зарплата населения не растет, налоги ужесточаются, кредитно-финансовые инструменты для покупки автомобилей снижаются в объемах», — заключает господин Топтун.
Прочитать материал полностью:
www.kommersant.ru/doc/1877754