Если в ближайшее время будут внесены минкультовские поправки к федеральному закону о господдержке кинематографии, то игрокам, не входящим к киносети, придется уйти с рынка. И в первую очередь «кина не будет» в небольших городах, где в 1990-е зрелищные заведения чудом выстояли, не превратившись в барахолки и алкомаркеты.Напомню, что в 2011 году все кинотеатры обязали подключиться к так называемой Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах в кинозалах (ЕАИС). Для чего им необходимо установить спецтехнику с лицензионным программным обеспечением, с помощью которой на сайт системы со всей страны будет стекаться информация о каждом проданном билете с указанием названия фильма, номера или названия кинозала, сеанса, номера прокатного удостоверения, даты и времени начала показа, номера ряда и места, цены билета и того, была ли при продаже сделана скидка. Стоит это автоматизированное добро от 200 до 400 тыс. рублей, причем финансовая нагрузка целиком и полностью легла на залы.
Как легла, так и не легла — по данным Министерства культуры в настоящее время к единой системе подключено чуть менее 2 тыс. кинотеатров — большинство из них входит в киносети. Незарегистрированных же в ЕАИС залов вдвое больше. Потому чиновники сочли нужным надавить на непослушанцев. В разработанных поправках сказано, что административный штраф за непредоставление сведений о продажах билетов в ЕАИС будет увеличен с 3—5 тыс. рублей аж до 50—150 тыс. То есть в 30 раз! В случае если владелец кинотеатра вновь будет уличен в несоблюдении требований, ему придется выплатить уже от 200 до 400 тыс. рублей или на 90 суток приостановить деятельность. А за три месяца, если говорить о частной компании, можно легко распрощаться с бизнесом.
В Минкультуре объясняют, что система заработает в полную мощь, когда будут утверждены новые штрафные санкции: «пока директора кинотеатров не почувствуют, что за невыполнение федерального законодательства они понесут серьезное наказание, они не будут его выполнять».
— К ЕАИС мы подключились только неделю назад, поскольку были определенные трудности с подготовкой оборудования, которое, надо сказать, весьма дорогостоящее, — делится заместитель директора по кинопрокату нижнетагильского кинотеатра «Россия 3D» Игорь Фоменко. — Сейчас оно уже работает. Мы не стали привлекать какого-то нового специалиста для обслуживания новой спецтехники. Думаем, с этим должен справиться наш системный администратор.
Что же заставило чиновников подкинуть игрокам аудиовизуального рынка неразрешимую задачку изыскать допсредства (в ряде случаев) в условиях мизерной прибыли от проката? Они думают таким образом получить, говоря их же словами, «срез рынка»: узнать, действительно ли отечественные фильмы чаще всего проваливаются в прокате. Или виной всему то, что кинотеатры утаивают данные о сборах. Думаю, киноманы закидают помидорами того, в чьей голове родилась эта мысль, ибо в России паршивенькие нынче снимают ленты. И господдержка российской кинематографии в лице наших режиссеров оказывается эффективной лишь для самих режиссеров.
— Мне непонятно, для чего вообще создан этот электронный билет, ведь те же кинопрокатчики, например, уже давно контролируют нашу деятельность и передают информацию продюсерам, — подчеркивает директор первоуральского кинотеатра «Сфера» Светлана Терентьева. — Они периодически приезжают в кинотеатры с проверками, предварительно не предупреждая об этом. Зачем дублировать их функции? Что касается того, что разработчики поправок хотят с помощью ЕАИС отслеживать, насколько популярны отечественные фильмы, могу и так сказать — российские ленты значительно уступают западным. Это ясно и без внедрения системы.
Мы пока не поставили электронную кассу, да и в других городах глубинки не спешат это делать, поскольку нет денег, порой там даже зарплата сотрудникам выплачивается с задержкой. Скажем, в кинотеатре Алапаевска очень маленькие сборы — приобретать дорогую технику тысяч за 200 просто не на что. При этом в системе уже зарегистрировались многие крупные сетевые компании, в отличие от нас они могут себе позволить покупку необходимого оборудования. Хотя, я уверена, они тоже без особого энтузиазма встретили требование вступления в ЕАИС, — добавила Светлана Терентьева.
По словам директора сети кинотеатров «Премьер-зал» Владимира Петелина, далеко не все крупные игроки успели установить новую кассовую программу.
— Те залы, которые принадлежат нам на условиях собственности, зарегистрированы в системе, хоть мы и не разделяем целиком задумку создателей ЕАИС. Те, что работают по франшизе, из-за дороговизны процедуры пока не подключились, — уточняет Владимир Петелин. — Впрочем, эти программы, на мой взгляд, вообще не нужны. В их установке вижу лишь один плюс. Российские продюсеры и режиссеры надеются на основании полученных данных доказать, что их кино оказывается неуспешным, поскольку кинотеатры укрывают реальную информацию о сборах. Однако если укрывательством и занимаются, то считанные единицы. Зато выяснится другое — отечественные ленты не имеют популярности и не окупают себя, так как качественные фильмы в России сейчас не умеют снимать. Правда, Никита Михалков может найти оправдание и сказать, что российский зритель — быдло, которое не ценит картины соотечественников.
Пока воротилы киноиндустрии придут к такому выводу, рынок кинопроката успеет зачахнуть, причем не только в глубинке. По словам представителя «Премьер-зала», в Карпинске уже закрылся кинозал:
— Его владелец в свое время приложил много усилий, чтобы сохранить зал, а теперь он вынужден прикрыть дело — рентабельность в подобных кинотеатрах равна нулю. Они живут на небольшие субсидии муниципалитета, так что на покупку спецтехники им вряд ли выделят дополнительные средства, — заключил Владимир Петелин.
По некоторым данным, правда, провинциальным кинотеатрам в городах с населением до 100 тыс. человек разрешено «осистемить» продажи до 2015 года. Их владельцы вместе с тем отсрочку спасением не считают — они по-прежнему рассчитывают на то, что от электронного билета чиновники скоро откажутся.
Прочитать материал полностью:
http://газета-уральский-рабочий.рф/society/3803/