Вперед к «цифре»: рост курса евро и долл. США может оставить Екатеринбург без части кинозалов
Часть кинотеатров Екатеринбурга пока не рассматривает вопрос повышения цен на билеты из-за удорожания бивалютной корзины. В данном случае более уверенно себя чувствуют те, кто полностью транслирует фильмы на цифровом оборудовании. В худшей ситуации оказались те, кто этого вовремя не сделал и продолжает «крутить» фильмы на пленке. Некоторые участники рынка утверждают, что 2014 год в данном случае будет показательным, так как количество копий кинолент на пленке уменьшается в связи с тем, что их невыгодно печатать. Как следствие, это может привести к закрытию залов с устаревшим оборудованием, так как государственной поддержки для перехода с пленки на цифру в РФ не оказывается.
На сегодняшний день российские кинотеатры получают в прокат фильмы от дистрибьюторов с тем расчетом, что 50% стоимости билета автоматически перечисляется правообладателю. С остальной половины платятся налоги, и уже остаток средств оседает в кармане кинопоказчика.
В Екатеринбурге цены на билеты остаются стабильными на протяжении уже нескольких лет и если повышаются, то на незначительную сумму. В частности, сами дистрибьюторы устанавливают определенный минимум, чтобы избежать ценовых войн. Кроме того, ввиду того, что билет является лишь одной из составляющих прибыли кинотеатров, то фактически жесткой привязки от роста курса евро и долл. США нет.
«У нас повышения цены на билеты из-за подорожания евро и долл. США по отношению к рублю не было и в ближайшее время не только не запланировано, но и не обсуждалось в принципе. Последнее повышение было более года назад, да и то на 10-20 руб.», — сообщила менеджер отдела «Кино» ККТ «Космос» Елена Косарева.
Как отметил PR-менеджер кинотеатра «Салют» Александр Мурашко, в ближайшее время также руководство не планирует повышать цены на билеты. «В прошлом году мы немного подняли цены, примерно на 20 руб., но сейчас повышать не собираемся. Если говорить о привязке к евро и долл. США, то в данном случае прокатчик может рекомендовать кинотеатрам это сделать, но вряд ли это произойдет в ближайшем будущем и будет распространяться на фильмы, которые в ближайшее время выйдут в прокат, так как продакшн-процесс и рекламные кампании уже прошли», — считает он.
С ним согласен руководитель отдела рекламы и репертуарного планирования кинотеатра «Киномакс 3D-Колизей» Илья Сигов. «По большому счету кинотеатры больше зависят не от курса евро и долл. США по отношению к рублю, а от повышения тарифов на ЖКХ. Повысятся тарифы — люди будут меньше ходить в кино в целях экономии, но все равно вернутся, так как кино является одним из самых доступных из индустрии развлечений», – считает он.
Тем не менее участники рынка видят другую проблему, которая может сказаться не только на конечном потребителе, но и может привести не только к повышению цен на билеты, но и закрытию части кинозалов в России и Екатеринбурге в частности.
Так, производители ради экономии средств перестают печатать копии фильмов для демонстрации на пленочном оборудовании, предпочитая пересылать в кинотеатры цифровой вариант. Тем не менее не все кинопоказчики обладают сейчас подобным оборудованием.
Согласно официальным данным, первым «цифровым государством» стала Норвегия. Для этого государственная компания Film & Kino, которая регулирует кинопоказ в стране, подписала в 2009 году договор с американскими мейджорами, к которым присоединились позже местные дистрибьюторы. Они взяли на себя 40% расходов, а оставшуюся часть предложили кинотеатрам оплатить или сразу, или в рассрочку до конца 2017 года. Примерно то же самое происходит и в других странах Европы.
«В России подобной практики нет. Поэтому если кинотеатр хочет полностью перейти на «цифру», то ему нужно будет закупать импортное оборудование в евро или долл. США. Таких денег у кинотеатров нет, поэтому придется брать кредит в валюте, которая сейчас дорожает. Чтобы оборудовать один зал, нужно порядка 2 млн руб. Соответственно, чтобы как-то расплачиваться по кредитам, придется повышать цены на билеты и на другие составляющие доходной части. Второй вариант — это закрытие залов с устаревшим оборудованием», — считает собеседник агентства на условиях анонимности.
Стоит отметить, что переход на «цифру» не всегда окончательно выгоден для кинотеатров, так как жизненный цикл такого оборудования почти в два раза меньше, чем у пленочного. Поэтому для малозальных кинотеатров не только приобретение, но и обслуживание будет весьма затратным, а максимальную выгоду от этого получит только дистрибьютор.