Обзор прессы
11.04.2012

«Областная газета» и Ирина Вольхина: Кина не будет? Или...

Кинопрокатчики Среднего Урала бьют тревогу. Инициатива Минэкономразвития России относительно обязательной квоты на отечественные фильмы в прокате вызывает серьёзные опасения. Прежде всего, за судьбу небольших кинотеатров малых городов. Приблизительную цифру сегодня в пресс-центре «ИТАР-ТАСС-Урал» назвал директор сети кинотеатров «Премьер зал» Владимир Петелин.

Пока перспектива закрытия — гипотетическая. Инициатива Минэкономразвития (изложена в письме в Минкультуры РФ) — ввести обязательную минимальную квоту для российской кинопродукции: 24 процента экранного времени. Проще — четверть репертуара любого российского кинотеатра должна быть от отечественного производителя. Цель благая — поддержать российское кино. Эффективность предложенной меры вызывает вопросы.

Директор екатеринбургского «Салюта» Сергей Федяков перспективу, обрисованную Петелиным, дополнил: «если квота будет принята, 7–8 кинотеатров в столице Среднего Урала будут себя чувствовать ещё хуже, чем раньше».

Опасения связаны с тем, что преимущественно в небольших городах области функционируют однозальные кинотеатры. Само собой, возможность демонстрировать в них разнообразный репертуар крайне невелика.

Навязанная квота приведёт к механическому формированию афиши. Кинотеатры вынуждены будут отказываться от фильмов, способных принести доход в пользу картин отечественного производителя, но совершенно не обязательно высокого качества. Следующий естественный этап цепи — снижение доходов кинотеатра и ограничение репертуара.

Хотя в письме Минэкономразвития, цитируемом газетой «Коммерсант», говорится именно о качестве: «Сборы российских фильмов после первого уикенда проката начиная с конца 2010 года в среднем падают медленнее, чем у зарубежных картин, что говорит о более высоком качестве продукции». Но как только квота будет обеспечена, у производителя появится стимул делать больше, во-первых, и, только во-вторых, — качественнее.

У прокатчиков своё понимание качества.

— Зритель голосует рублём. Сегодня основа репертуара — Голливуд (около семидесяти процентов), европейские ленты в прокате занимают 10–15 процентов, российские — лишь двенадцать. Нужно повышать качество отечественных фильмов, а не регламентировать, что показывать кинотеатрам, — уверен Федяков.

Инициаторы квотирования ссылаются на западный опыт. Во Франции такая квота достигает 43 процентов, в Италии — 21, в Великобритании и Австрии — 16. Однако в системе европейского кинопроката есть примеры иного регулирования. К примеру, во Франции ещё в середине прошлого века ввели налог на показ иностранного кино. Деньги направляют на создание отечественных фильмов. Утопия для российской действительности?

Впрочем, прокатчики уже говорят о разных вариантах решения проблемы. Например, демонстрировать отечественные фильмы очень ранним утром . Или в менее комфортных залах. Способ действенный, если кинотеатр располагает более комфортными залами. А если нет?..

Виктор Самуйленков, директор асбестовского кинотеатра «Прогресс»:

— Если фильм хороший, ему не нужны никакие квоты. Мы просто берём и работаем с ним. И неважно: отечественный он или заграничный. О закрытии «Прогресса» речи, конечно, не идёт, но система квотирования однозначно приведёт к падению наших кассовых сборов. Для нас это означает серьёзный удар. «Прогресс» — автономное учреждение. Муниципалитет поддерживает нас лишь в плане заработной платы и коммунальных платежей. Всё остальное — наша ответственность. Одна лампа для нашего кинопроектора (ресурс которой 500 часов) стоит 60 тысяч рублей.

Владимир Макеранец, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, председатель Уральского отделения Союза кинематографистов России:

— Как квотирование может помочь развитию качественного кино? Количество производимых фильмов может увеличится. Качество… Возможно, в кинотеатрах увеличится число зрителей, любящих отечественные фильмы. Но ведь важно, что это будут за фильмы. Зрителя нужно воспитывать. Этим-то и должно заниматься государство. Задача прокатчика — заработать деньги. А квотирование вопрос качества вряд ли решит.

Прочитать материал полностью: www.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=5705
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
24.12.2012 Показ иностранных фильмов в кинотеатрах предлагают ограничить законодательно

Депутаты «Единой России» предлагают законодательно ограничить долю фильмов зарубежного производства в кинотеатрах. ...

15.03.2012 Патриотизм против денег: Екатеринбург не в восторге от отечественного кино

Минэкономразвития РФ готово административно увеличить долю отечественных фильмов в прокате до 24% с сегодняшних 10–12% ...

13.03.2012 Директор ЕМУП «Кинотеатр «Салют» Сергей Федяков: в 2011 году доля кассовых сборов от проката российских фильмов снизилась более чем вдвое

УрБК, Екатеринбург, 13.03.2012. «Увеличив административно квоту экранного времени для российских фильмов, государство ...

30.12.2010 Сборы российских фильмов снижаются второй год подряд

Доля российских картин в общих кассовых сборах по СНГ в 2010 кинопрокатном году составила 14,5 процента. Об этом ...

26.06.2009 Тимур Бекмамбетов откроет сеть цифровых кинотеатров в «глубинке»

Продюсер и режиссер Тимур Бекмамбетов готов открыть сеть цифровых кинотеатров в малых городах. Для этих целей режиссер ...