Минэкономразвития РФ готово административно увеличить долю отечественных фильмов в прокате до 24% с сегодняшних 10–12%. Заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский считает, что подобная мера поможет поддержать отечественного кинопроизводителя. Участники кинопрокатного бизнеса от идеи властей, мягко говоря, не в восторге. И в Москве, и в Екатеринбурге специалисты отмечают: насильно мил не будешь и залы на сеансах отечественного кино все равно останутся полупустыми, а вот бизнес отрасли пострадает обязательно.
Чиновники уверяют: введение обязательных квот — лишь метод, цель — повышение уровня отечественного кино, поработать на которое и предлагается кинотеатрам. Специалисты в действенности таких методов не уверены.
По словам московских игроков рынка, данная мера откровенно искусственна: насильно мил не будешь. Если задумка осуществится, проблемы начнутся у кинотеатров в городах с небольшим числом жителей, где всего один-два зала и мало мест.
«Жители небольших муниципалитетов и так оторваны от международных премьер в силу того, что основные киноплексы сосредоточены в городах-миллионниках. Введение квот лишает зрителя свободы выбора. Нужно наращивать производство качественных лент, которые бы ничем не уступали Голливуду», — цитирует генерального директора компании «Каро-премьер» Алексея Рязанцева РИА Новости.
Гендиректор сети кинотеатров «Синема Парк» Сергей Китин говорит о том, что введение квоты снизит сборы и сократит возможность строительства новых кинотеатров.
«Вместо того чтобы вводить налоговые льготы для кинотеатров и работать над качеством отечественного кино, Минэкономразвития хочет нанести существенный удар по отрасли», — констатирует он.
Уральские эксперты также против квотирования, ведь российские фильмы значительно уступают голливудским в популярности. Чтобы привлечь и приучить зрителя к местному продукту, надо не вводить квоты, а повышать качество фильмов.
«Я категорически против этой инициативы. Для того чтобы продвигать российские фильмы, необходимо, прежде всего, делать действительно качественное, современное российское кино. Когда будет качественный продукт, тогда и зрители будут ходить на эти фильмы, и не нужно будет никаких квот. Квотирование плохо отразится на бизнесе: на сегодняшний день большинство кинокартин, на которые ходит зритель и голосует своим рублем, являются продуктом американской кинематографии», — заявил УрБК директор ОП ЗАО «Профит Синема» в Екатеринбурге (кинотеатр «Титаник Синема») Андрей Сабельников.
«Наше кино сегодня не пользуется популярностью. За год в кинотеатрах «выстреливают» максимум 2–3 российских фильма. Результат налицо: если в 2009–2010 годах объем отечественного кино от общей кассы всех фильмов составлял 30%, то в 2011-м были плохие цифры — всего 12%», — приводит свою статистику директор ЕМУП «Кинотеатр «Салют» Сергей Федяков.
Самыми успешными российскими фильмами за последние годы представители уральских кинотеатров называют две части «Елок», «О чем говорят мужчины» и новый фильм «Мамы».
«Такие фильмы, как «Елена» Андрея Звягинцева, — великое исключение, редкая, забытая роскошь. К сожалению, они выходят на экраны крайне редко, а то, что подается чаще, увы, не соответствует запросам думающего зрителя. Вообще, не стоит думать, что наш зритель настолько не искушен, что с радостью примет все, что ему навязывается сверху», — говорит А. Сабельников.
С. Федяков считает, что проблема российского кино гораздо глубже.
«Сегодняшние наши фильмы не пропагандируют никаких ценностей, ориентированы на внутренний рынок, а это неправильно. Надо, чтобы их смотрели во всем мире», — считает он.
Отметим, что, по последним данным, объем доходов кинотеатров России и СНГ без учета Украины возрос на 16,2%. Доля сборов российского кино при этом составила лишь 16,3%.
Оксана Морозова